"Многострадальное место". В Петербурге переделали проект реконструкции вестибюля станции "Парк Победы"

Автор фото: Коллаж: Алена Марченко, фото: Валентина Свистунова, Антонина Байгушева, Евгений Иванов

Предыдущее планировочное решение, согласованное с властями в 2017 году, не удалось реализовать из-за ужесточения технических требований Петербургского метрополитена.

Градостроительный совет Петербурга сегодня, 12 февраля, рассмотрел проект реконструкции наземного вестибюля станции метро "Парк Победы". Свои эскизы с разными вариантами фасадного оформления входной группы представило ООО "Архитектурная мастерская Сахновского".
По словам главного архитектора студии Виктора Сахновского, новый проект был выполнен по заказу городской подземки в связи с пересмотром регламентов транспортной безопасности, а также изменившегося направления пассажиропотока. Варианты, предложенные 3 года назад специалистами "СУАР.Т-проект", учитывались, но были значительно доработаны.

Ларьки под демонтаж

Наблюдения за потоком пассажиров показали, что большая часть людей идет в вестибюль со стороны автобусных остановок, расположенных на углу Московского проспекта и Бассейной улицы, из-за чего пришлось развернуть направление входа в павильон. По просьбе подземки количество турникетов увеличили с пяти до восьми. Также предложено полностью освободить фасадную часть от ларьков и рекламы.
"Посмотрев протоколы предыдущих заседаний Градсовета, мы прислушались к пожеланиям экспертов. В первом варианте мы постарались уйти от космического стиля "СУАР.Т-проект" и сделали эскиз под классическую, историческую застройку Московского проспекта", — отметил Виктор Сахновский.
Во второй концепции применен аналогичный подход. При этом была решена задача сохранения формы купола и существующего козырька.
"Третий вариант — попытка реплики постмодернизма советских архитекторов 1960–1970-х, переход от сталинского ренессанса к модерну. Этот проект может быть рассмотрен как альтернативный", — добавил Сахновский.
По мнению рецензента проекта — доцента СПбГАСУ Владимира Линова, "Парк Победы" имеет общегородское и культурное значение. "Это многострадальное место в городе. Объем проектирования очень маленький, но очень важный, поэтому к нему приковано такое большое внимание", — подчеркнул Линов.
Рецензент заявил, что новый вариант станции с переориентацией входа увеличит ее пропускную способность. Однако реализация задумки архитекторов может столкнуться с правовыми проблемами.
"Есть одна юридическая тонкость. По ПЗЗ от границ культурного объекта требуется отступить не менее 3 м. Здесь это не соблюдается. На мой взгляд, вполне можно решить этот вопрос через комиссию по землепользованию, учитывая, настолько безвыходная ситуация и какой уникальный объект мы рассматриваем", — сказал Линов.

"Выкинуть торговлю"

Владимир Линов рекомендовал согласовать стилевое решение, которое предполагает связь с традиционной застройкой Московского проспекта. Однако среди членов Градсовета нашлись сторонники и других вариантов. Главным предметом дискуссии стали коммерческие площади, которые разместятся под куполом вестибюля.
"Надо выкинуть торговлю. Весь Московский проспект — сплошная торговля", — раскритиковали внутреннюю планировку в Градсовете. Председатель комитета по градостроительству и архитектуре Петербурга Владимир Григорьев согласился, что вопрос с коммерцией следует доработать. По расчетам чиновника, от сдачи помещений в аренду метрополитен получит приблизительно 2 млн рублей — незначительно по сравнению с объемом пассажиропотока на станции.
"Зона торговли нужна не для дохода, а для того, чтобы компенсировать затраты на перевозку пассажиров. Убирая торговлю, мы будем вынуждены положить пласт затрат на пассажиров. Думаю, никто этому не обрадуется", — ответили на претензии представители подземки.
Окончательное решение Градсовета будет объявлено после обработки протоколов голосования.
Ранее Градсовет уже рассматривал варианты планировочных решений павильона станции "Парк Победы". В частности, в 2017 году обсуждалась концепция, подготовленная ООО "СУАР.Т-проект". Однако воплотить в жизнь эти идеи так и не удалось.
По задумке архитекторов "СУАР.Т-проект", первый вариант вестибюля выполнен в сдержанном, мемориальном стиле и отсылает к исторической значимости места: во время блокады Ленинграда на территории парка находился крематорий. Вторая концепция подчеркивает связь с расположенной напротив Российской национальной библиотекой и предполагает строительство покатого купола с зеркальной облицовкой. Третий проект с козырьком над входом ассоциируется с образом исторического вестибюля.
Конкурс на разработку проектной документации реконструкции павильона станции "Парк Победы" с заменой эскалаторов Петербургский метрополитен проводил несколько раз. С четвертой попытки в июле прошлого года победителем аукциона признали ЗАО "Институт "Трансэкопроект", которое предложило выполнить работу за 152,7 млн рублей. Компания считается одной из крупнейших в сфере комплексного проектирования объектов транспортной инфраструктуры. Организация сотрудничала с государственными заказчиками и частными инвесторами на территории Северо-Западного, Центрального, Приволжского и Уральского федеральных округов, Краснодарского края, регионов Сибири и Дальнего Востока.