Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

Про ячейки и сети. Рассуждения экономиста по случаю 14 февраля

7302
Дмитрий Прокофьев
14 февраля 2020, 07:44

Любовь вполне может быть фактором экономического развития. Например, Чжан Сяобо, профессор экономики Пекинского университета, вычислил, что 25% экономического роста КНР обеспечивается благодаря "эффекту диспропорции полов". Женщин в Китае намного меньше, чем мужчин, поэтому для китайского мужика семейная жизнь — это удовольствие, за которое надо поработать. Вместе с экономистом Шан–Цзинь Веем из Колумбийского университета Чжан Сяобо обнаружил, что треть стоимости жилья в крупнейших китайских городах обусловлена необходимостью для мужчины купить квартиру, чтобы привлечь жену.

По идее, наши мужчины не должны испытывать таких проблем, ведь в России соотношение полов обратно китайскому. Однако черт его знает, как так выходит, что российский мужчина все равно оказывается "должен" и без той же квартиры, машины, карьеры и денег ему трудно рассчитывать на заинтересованное женское внимание.

Все это довольно запутанно. Разница в средних доходах мужчин и женщин в России составляет 30%. При этом никто не предоставляет женщинам 30%–ную скидку на расходы. Более того, экономисты знают о существовании так называемого "налога на розовое". Это значит, что товары для женщин будут стоить чуть–чуть, но дороже, чем аналогичные товары для мужчин. Но маркетологи недрогнувшей рукой поднимают цены на "все женское", потому что знают — деньги найдутся. Найдется мужчина, который заплатит? А какая разница? Скорее всего. А куда ему деваться?

Но и там, где слабый пол начинает зарабатывать столько же или даже больше, чем сильный, последнему не приходится расслабляться. Статистика показывает: чем больше зарплата женщины и чем быстрее она опережает спутника в карьере, тем выше шанс на развод. В этом принято упрекать мужчин — дескать, им трудно найти себя в таких отношениях. Но, с другой стороны, может быть, и женщины избавляются от человека, который оказывается не в состоянии платить больше? Правда, есть исключение — у многих больших начальников денег нет, зато есть жены — все, как одна, миллионерши. Должно быть, они видят свой долг перед страной в том, чтобы поддержать государственную деятельность супруга не только словом, но и делом.

В то же время, говорят социологи, семья стала дорогим удовольствием не только у нас, но и там, где нет голодных и нищих, а уровень жизни министров соответствует их официальной зарплате по месту работы.

Людям вроде нет нужды продавать себя за квартиру в мегаполисе, но это еще не делает их счастливыми в отношениях. Да и сами отношения сильно изменились — как только стало ясно, что в постиндустриальных городах семья как таковая не является гарантией выживания. Четверть века назад героини Sex and the City куролесили по городу в поисках чувственных приключений, но не переставали держать в уме модель идеальной семьи с "мужчиной всей жизни". Сегодня они задумались бы о том, стоит ли овчинка выделки, даже если мужчина, как положено телегерою, богат и красив. На каждого богатого может найтись еще более богатый и одинокий, а если он не одинок, то тем хуже для него. Как рассудительно замечают социологи, "сегодня строить отношения — это как пытаться снять квартиру на Airbnb на 10 лет: долго, муторно и просто абсурдно". И стоит ли бороться за те отношения, если в любую минуту может появиться новый герой — лучше прежнего? А если и так, пусть прежний платит за отказ своей спутницы от поисков новых эмоций.

А платить становится все труднее, и самые продаваемые квартиры в России — это однушки и студии минимального метража. Не место для семьи, а место для сна тяжело работающего человека.

Однако есть формат семьи, который в постиндустриальном мире может иметь серьезное преимущество перед нынешним форматом "отношений между одиночками". Это, конечно же, полиаморные семьи из нескольких партнеров.

Две, три, четыре пары могут сформировать такую ячейку общества, которая выстоит перед ураганом любого кризиса. Чисто экономически — один большой холодильник обойдется дешевле, чем несколько маленьких, продукты оптом будут стоить дешевле, совместные поездки позволят сильно экономить на личном транспорте (тот же каршеринг для троих вместе дешевле, чем для каждого по отдельности), и разумное объединение доходов позволит легче справляться с кредитами.

Правда, отношения в такой семье потребуют больших душевных усилий. Ну а кто сказал, что должно быть легко?