Руками — трогать. Зачем детям арт–базис и где его обрести в Петербурге

Автор фото: ТАСС
Как объяснить ребенку то, что готов понять и принять даже далеко не каждый взрослый человек, например современное искусство? Универсальный язык, конечно, пока еще никто не изобрел, но вот попытки найти хотя бы несколько способов коммуникации предпринимаются уже не первый год. Легкоусвояемая теория и практические мастер–классы, лектории и издательские проекты — куда податься, чтобы вырастить новое поколение интеллигенции или по крайней мере возгордиться не по годам образованным чадом?

Не взрослей, поговорим

Прежде чем узнать как, резонно будет ответить на вопрос зачем: для чего с ребенком или подростком вообще говорить об искусстве — современном или классическом? Все просто. Можно, конечно, не говорить вовсе — пусть уж как–нибудь сам разбирается. Только вот в чем загвоздка: так или иначе, но искусство порождает целую россыпь разноуровневых, очевидных и не слишком отсылок — и в кино, и в моде, и в массовой культуре. С лету замечать их — большое удовольствие, доступное лишь обладателям весомого культурного багажа, нехватку которого многие пытаются спешно (и дорого) компенсировать уже в осознанном возрасте. Другое дело — начать взламывать коды искусства с детства и вполне естественно впитать в себя арт–базис.
"Рекомендую знакомить детей с искусством и посещать музеи с самого раннего возраста. Постарайтесь передать ребенку возникшие у вас чувства искренне, своими словами. Главный момент — интерес. Доставьте ребенку простую радость: способность видеть, наблюдать, замечать детали. Старайтесь не навязывать свои собственные впечатления, оценки", — советует психолог Анна Щендригина.
Выходит, что беседы об искусстве — это и небанальный досуг, и своеобразный вид заботы о будущем ребенка. Чувствуете, что не готовы стать гидом в этом сложно устроенном, но захватывающем мире самостоятельно? Тогда нужны помощники, и их в Петербурге достаточно: и для самых юных, и уже для подросших арт–адептов.

Наука для искусства

Одним из заметных проводников стал проект "Детский сад. Горшковая группа" — совместную идею воплотили разнохарактерный Benua Art Garden и инновационный "Fablab Политех". Здесь малыши от 6 лет могли создать вполне осознанный ScienceArt — воображаемый дом для растения под руководством старших "коллег": художников и инженеров. Итог проекта — выставка, площадкой для которой стала Школа Бенуа, расположенная в реконструированном здании дачи архитектора Юлия Бенуа.
"Начинать ходить в музеи с детьми можно рано, но приступать к этому лучше с практических занятий. Ребенок не будет воспринимать музей как врага, если ему там не будет скучно. В проекте "Детский сад. Горшковая группа" мы старались соединить теорию с практикой. На экскурсиях по выставке наш арт–медиатор играет с детьми в ассоциации, задает вопросы. Например, ребята постигают отличие перформанса от инсталляции путем Маурицио Каттелана: сначала приклеивают банан на стену, а потом благополучно его съедают. Вместе с родителями, кстати", — рассказывает Анастасия Пронина, куратор Benua Art Garden.
Разумеется, такой экстрасовременный проект — далеко не единственный способ рассказать малышу об искусстве на практике. Так, в студии творческого развития Apollo art начать "ощупывать" арт–мир можно, например, с занятий по керамике.
"Изначально студия была создана для детей. Хочется, чтобы с раннего возраста малыши знали все нюансы творческих профессий. Если потом ребенок вырастет и не захочет быть художником — это нормально. В любом случае это методика для отдыха, расслабления. К тому же через творчество развивается любовь к прекрасному окружающему миру — природе, городу, людям", — уверена преподаватель Apollo art Юлия Молоткова.

Знания на вырост

Дети растут, а вместе с ними — масштабы лекториев и занятий. Так, например, иногда даже "Манеж" становится местом для Детских завтраков и "Искусства на вырост" (именно так называется один из проектов для юных слушателей).
"С каждой выставкой "Манеж" все больше становился пространством для семейного досуга, поэтому мы решили развивать детские образовательные проекты. Такие встречи всегда включают в себя теоретическую часть (лекцию), небольшую экскурсию по выставке, наглядное практическое занятие или викторину с вопросами, помогающую и детям, и нам понять, что запомнилось лучше, а что по каким–то причинам не привлекло внимания. Каждый завтрак мы традиционно заканчиваем угощением для детей. В комплексе у детей постепенно формируется общая насмотренность, привычка более внимательного восприятия произведений искусства", — уверена Дарья Никифорова, координатор детских программ ЦВЗ "Манеж".

Старше — больше

А что остается подросткам? Гораздо больше, чем кажется на первый взгляд: для них создан масштабный проект "Музей 15 / 24" — инновационная программа, которая реализуется под руководством и для Государственного Эрмитажа консорциумом, в который вошли выставочный центр "Эрмитаж Амстердам", фонд "Эрмитаж XXI век", а также "Фонд Долхаус" (Аутсайдер Арт Музей) в Нидерландах.
"Проект нацелен на подростков 15–24 лет. Почему именно этот промежуток? Это новая европейская парадигма деления возрастной группы старших подростков связана с тем, что конкретно эти молодые люди несколько выпадают из общего культурного потока: они погружены в учебу. Это очень специальная группа: в этом возрасте ребята уже не склонны работать в школьном формате. Нужен совсем другой путь", — объясняет Зорина Мыскова, председатель правления фонда "Эрмитаж XXI век".
Здесь не ищут утопичный новый язык общения с молодежью: скорее, стараются обобщить существующие знания и создать прецеденты. Один из них — курс лекций Дмитрия Озеркова: искусствовед, куратор, заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа впервые работает с молодыми людьми в новом формате. В программе "Музея 15 / 24" — лекции для молодых художников, начинающих арт–менеджеров, проекты, связанные с искусством молодых "аутсайдеров" — подростков с ментальными расстройствами.
"Весь проект в целом — практико–ориентированный. Например, у нас запланирована интересная издательская программа. Все идеи книг разработаны молодыми участниками проекта и базируются на коллекциях Эрмитажа, но это новые темы и сюжеты. Будут и комиксы, и скетчбуки, и более сложные книги. Ни один взрослый методолог не смог бы придумать то, что придумывают наши молодые эксперты с их новым языком и взглядом на мир", — рассказывает Зорина Мыскова.

Готовы для рэдимейда

В свою очередь, за теоретическим базисом дети и подростки идут в школу Masters: здесь в рамках направления Masters Kids уже не первый год стараются "взломать систему" и отыскать тот язык, который одновременно расскажет молодым любителям искусства и о прошлом, и о настоящем. Кажется, начинания успешны.
"Мне кажется, что дети в принципе восприимчивее к современному искусству. Рэдимейды, BioArt, ScienceArt — это им понятно и интересно. Да, у нас есть программы по классическому искусству, но подростков хорошо знакомить с ним через отсылки современных художников. Такими связями им можно привить желание изучать классику", — делится опытом Полина Бондарева, создательница Masters.
Любопытно, что детское направление появилось в школе лишь спустя полгода после открытия, и на бизнес–процессы такие перемены повлияли благоприятно: в Masters появились целые династии учеников.
"Для нас направление для детей — это в первую очередь дополнительный инструмент общения со слушателями. Многие взрослые, которые к нам ходят, рано или поздно приводят своих детей. Нам это очень приятно. Это хорошая опция для старших слушателей: часто у них преподают те же люди, что и у детей. И на себе они узнают, какой преподаватель интереснее, какие программы они хотели бы посоветовать детям. Теперь к нам приходят семьями", — делится наблюдениями Полина Бондарева.
И все же одного–единственного рецепта на всех детей и подростков ожидаемо нет. Зато есть разнообразие подходов — для практиков с малых лет и для тех, у кого теория — в крови.
В работе с детьми и подростками мы начинали с традиционного и очевидного — того, что есть во многих музеях. Это и художественные мастер–классы, и интерактивные экскурсии к выставкам, и квесты, и, конечно, абонементы для школьных групп. Сейчас же мы поняли необходимость максимального вовлечения ребят в процесс занятия. Это ситуации, когда у встречи нет заранее заготовленного сценария, которого придерживается педагог–экскурсовод. Это формат, в котором процесс и результат на 100% зависят от самих участников — детей и подростков. Звучит это несколько провокационно и смело, но результатом мы довольны. Еще мы создали творческую лабораторию: предложили ребятам самим придумать и снять мультфильм в технике прикладной анимации по мотивам работ из коллекции музея. На протяжении 3 месяцев они занимались с педагогами по сценарному мастерству, креативности, мультипликации. И в конце концов в сотворчестве получилось пять мультфильмов. Скоро у нас премьера!
Анна Колемесина
Куратор Детской И Подростковой Образовательной Программы Музея искусства Петербурга XX–XXI веков
Мы с сооснователем проекта Лизой Зиновьевой работаем в сфере искусства уже давно. В какой–то момент мы заметили, что в городе есть образовательные проекты, где предполагается академический формат восприятия информации об искусстве. Мы осознали: многие люди боятся начать знакомство с искусством, потому что опасаются сложной, почти университетской подачи фактов и мнений. И тогда мы попробовали формат арт–бранчей, даже не подозревая, что он станет для нас основным. Все места на первую же встречу были раскуплены! Конечно, мы думаем и о сегменте детского и подросткового образования. Да, наша основная аудитория — это люди 27–40 лет. Но мамы, которые приходят к нам на лекции, признаются, что им сложно оставить детей на это время. И было бы логично сделать направление, где мама будет посещать свои курсы, а ребенок — свои. Мы держим планы в голове и хотим их воплотить, но для этого нужно подобрать особых спикеров, которые умеют работать с детским восприятием и вниманием. Сейчас мы на тропе проб.
Наталья Карасева
Искусствовед, создательница проекта bigcity.art