В голове у архитектора. Выставка "Студия 44. Анфилада"

Автор фото: Hermitagemuseum.org
Вам хотелось проникнуть в сознание архитектора? С воскресенья и до конца апреля этот шанс — реальность. По выстроенной центральной оси Главного штаба открывается выставка работ "Студии 44", а если проще, то архитектора Никиты Явейна. Как минимум две работы Явейна знает каждый — Ладожский вокзал и реконструкцию под музейный комплекс Государственного Эрмитажа восточного крыла Главного штаба. Именно его трансформация дает архитектору право и возможность в Эрмитаже выставляться. Большой двор и парадная лестница Главного штаба: можно сетовать на детали, их, наверное, хотели бы сделать лучше и сам архитектор, и его заказчик, но эффекта это не отменяет. Уж где в Штабе есть дышащее пространство, так это как раз на лестнице, которую довольно метко назвали триумфальной. Там даже есть ирония внезапности. А дальше построена парадная анфилада, к которой и отсылает название выставки.
В первом дворе на нашем пути уже давно обитает "Красный вагон" Ильи Кабакова. Там довольно остроумно в пандан поставлен сильно более потертый фургончик кинозала — заходи и смотри про технологию возникновения построек. Схема ясна: сначала кино про реальность, потом макеты (видимо, отражает момент выбора клиентом), затем рабочие проекты, потом визуализация с импульсами, а потом поиск. Чередуются то есть реальность и работа. Второй зал — модели на лесах (ясная метафора), их много, можно внизу походить, можно повыше взобраться, увидеть как реализованное, так и оставшееся в воображении. Затем — громадный зал проектов. Бамбуковый лес, сплошняком висят проекты, кальки, от фасадов до деталей. Архив на просушке. А дальше и главный аттракцион: зал–трансформер демонстрирует свою работу. Два раза в день он будет менять конфигурацию и поворачиваться к нам то задом, то передом, и вы сможете и кино про несостоявшийся, увы, музей блокады посмотреть, и увидеть то, что служит архитектору импульсом. Двор послевоенной итальянской скульптуры на время получит так и не доставшиеся Штабу деревья. Будет даже интересно наблюдать, как распустятся прямо в залах большие липы. А под конец — и само проращивание архитекторских идей. В последнем трансформере на нашем пути — иконостас переделок Штаба. Он многоярусный: от фото того, что было, до больших проектных эскизов. Вот там–то можно будет увидеть настоящую кухню сознания архитектора. Надо только найти время, выбрать какой–то один конкретный мотив и проследить, какие варианты и возможности вбрасывала фантазия. Так получилось, что лично я остановился рядом с поисками перекрытий верхнего этажа Главного штаба. Это занимательно — смотреть, какие идеи приходили в голову в процессе изобретения окончательного варианта. Но в этом вся и сложность — на каком–то из вариантов всегда приходится остановиться. Хитрость последнего трансформера еще и в том, что картины базовой экспозиции остались на стенах, они просто прикрыты. Но не бойтесь, не раздавлены; для полного аттракциона стоило бы пустить проекции видеокамер — как там Макарту дышится? Финал — громадный транспарант оси анфилады, направленной к Петропавловскому собору крепости и наглядно явленный нам на картинке.
В кухне, глажке, сушке и дробилке, в общем, во всем этом архитекторском ментальном хозяйстве, интересно и то, что вам предложено фантазировать, а что–то даже подсмотреть.
Если вы не уйдете с этой выставки хоть с одной свежей идеей для дома или дачи, значит, возгорание притормозило. В любом случае — приглядитесь к липам!