Расточительный ресурс. Энергоемкость ВВП России крайне высока

Автор фото: Тихонов Михаил

Петербург на фоне других регионов смотрится чуть лучше.

Минэкономразвития РФ в конце 2019 года выпустило доклад о состоянии энергосбережения и повышения энергоэффективности в РФ. Из него следует, что решение задачи снижения энергоемкости ВВП страны, поставленной в 2008 году бывшим в то время президентом РФ Дмитрием Медведевым, провалено. Согласно указу президента № 889 от 4 июня 2008 года, к 2020 году энергоемкость ВВП должна была снизиться относительно уровня 2007 года на 40%. Но реальное снижение составило лишь 9%. Если продолжать теми же темпами, то цель, обозначенная 12 лет назад, будет достигнута только в 2043 году.
Энергоемкость российского ВВП выше мирового уровня на 46%, а уровня Канады — страны со схожими климатическими условиями — на 17%. Энергоемкость производства важнейших отечественных промышленных продуктов выше среднемировой в 1,2–2 раза, а по отношению к лучшим зарубежным практикам — в 1,5–4 раза. Естественно, это сказывается на конкурентоспособности отечественных товаров и инвестиционной привлекательности производства.

И о погоде

Динамика энергоемкости ВВП, согласно докладу, подвержена влиянию нескольких ключевых факторов. Один из них — экономическая активность, когда экономика страны растет, увеличивается спрос на энергоресурсы. Впрочем, рост экономики могут обеспечивать как высокоэнергоемкие отрасли (например, металлургия, нефтепереработка), так и сферы, не требующие большого количества энергии. Так было в 2000–2008 годах — структура ВВП России тогда смещалась в сторону менее энергоемких видов деятельности. Рост ВВП на 60% за эти годы сопровождался тем же уровнем потребления энергии, говорится в докладе. После 2008 года тенденция переломилась: структура экономики вновь развернулась в сторону энергоемких отраслей.
Еще один важный фактор, влияющий на энергоемкость, — климатический. В России значительная часть ресурсов тратится на теплоснабжение. Соответственно, в более теплые годы энергоемкость должна снижаться. И в 2015–2018 годах средние температуры воздуха были выше среднегодовых за период с 1961 по 1990 год на 1,5–2 градуса, но энергоемкость не уменьшалась.
Что касается такого климатического фактора, как продолжительность солнечного сияния, также влияющего на энергопотребление, то динамика этого показателя в последние годы была для России более чем благоприятна. Например, в 2018 году в среднем по стране она выросла на 7% по сравнению с 2015–м и на 12% относительно 2017–го. В частности, в Ленобласти число солнечных часов в 2018 году увеличилось по сравнению с 2017–м сразу на 20%, а по сравнению с 2015–м — на 3%.
В итоге единственным фактором, сдерживающим рост энергоемкости ВВП, оказался технологический. Этот показатель характеризует уровень внедрения энергоемкого оборудования, использования сберегающих технологий, бережного расходования ресурсов. Но и в этом направлении успехи невелики: в 2018 году размер инвестиций в энергосбережение составил 0,2% ВВП. Доля частных вложений сокращается. Разброс удельных показателей вложений в энергосбережение среди субъектов РФ достигает 300 раз.

Есть резервы

В проекте "Энергетической стратегии РФ на период до 2035 года", опубликованном в декабре 2019 года на сайте Минэнерго, говорится, что текущее энергопотребление можно сократить на треть только за счет мероприятий по энергосбережению и внедрению эффективных технологий.
В этом смысле перед регионами РФ и Петербургом в частности простирается широкое поле для деятельности. По доле инвестиций субъекта РФ в энергосбережение к валовому региональному продукту город на Неве находится на 11–м месте. Лидирует по этому показателю Калужская область. Из регионов СЗФО выше Петербурга в рейтинге Мурманская, Вологодская и Новгородская области.
Показатель использования энергоэффективного освещения в Петербурге также невысок. Светодиодные светильники составляют лишь 9% от всех осветительных приборов, используемых для наружного освещения, свидетельствуют данные Минэкономразвития. По этому показателю город находится на 59–м месте в стране. Первая в этом перечне Карелия — в республике 61% ламп, используемых для освещения улиц, являются светодиодными. Ленобласть — 11–я (37% светодиодных ламп).
Впрочем, в пресс–службе СПб ГБУ "Ленсвет" считают некорректным сравнение мегаполисов с остальными регионами. "В рейтинге не учитывается важный показатель для крупных городов — объем светодиодного освещения в художественной подсветке, и здесь энергосбережение достигает 80% в сравнении с ламповыми источниками света. С учетом художественной подсветки в 2018 году в Петербурге было 14,2% светодиодных светильников. Это средний показатель среди мегаполисов мира", — отметили в ГБУ. По данным "Ленсвета", в 2019 году количество уличных светодиодных светильников выросло на 41%, а за 2 года — почти вдвое. В текущем году из эксплуатации будут выведены уличные светильники с ртутными лампами, их осталось около 10 тыс. В компании отмечают, что после замены светильников с ртутными лампами на светодиодные потребление электроэнергии снижается в 2,5 раза (с натриевых на светодиодные — в 2 раза) при повышении качества освещения.
По расходу электроэнергии на человека среди регионов умеренно–континентального климатического пояса Петербург 11–й с показателем 938 кВт•ч в год. Лидируют Московская (1592 кВт•ч) и Ленинградская (1268 кВт•ч) области. Из регионов Северо–Запада меньше всего тратят Вологодская и Новгородская области — 716 и 701 кВт•ч на человека соответственно. По расходу теплоэнергии Петербург 6–й с показателем 0,26 Гкал/м2 в год. Лидер — Москва с 0,31 Гкал/м2.
Впрочем, по доле многоквартирных домов (МКД), оснащенных коллективными приборами учета тепла, Петербург абсолютный лидер. В городе 99% домов оборудованы счетчиками, в Москве — 96%, в Псковской области — 57%, в Ленинградской — 43%.
Процент домов, оборудованных счетчиками тепла, является одним из показателей энергоэффективности жилого фонда. В их число также входит наличие теплоизоляции ограждающих конструкций, использование энергоэффективного светового оборудования, наличие индивидуального теплового пункта с автоматическим регулированием температуры теплоносителя. ЖКХ относится к числу сфер, где применение энергосберегающих технологий может дать довольно быстрый эффект. Важно научиться пользоваться этой возможностью.

Нефть в приоритете

Впрочем, декларируя курс на энергосбережение, на практике государство демонстрирует, что этот вопрос для него второстепенный. По словам Владимира Чупрова, руководителя энергетической программы российского отделения Greenpeace, в рамках так называемой регуляторной гильотины предлагается отменить ключевые требования к энергетической эффективности зданий. Минстроем России разработан соответствующий проект постановления правительства. Если он будет принят, то стимулы повышать энергоэффективность жилого фонда пропадут. Кроме того, в прошлом году Конституционный суд подтвердил, что льгота, которая освобождает объекты недвижимости высокого класса энергетической эффективности от налогообложения, не распространяется на нежилые здания. Это стало очередным антистимулом против энегоэффективности.
В Петербурге лишь пятой части МКД присвоен класс энергоэффективности, и только у 13% (порядка 400 домов) высокий класс энергоэффективности.
"Государство должно помогать проектам в сфере энергоэффективности, однако вся финансовая помощь в ТЭК сконцентрирована в нефтяной и угольной отраслях. По оценке Организации экономического сотрудничества и развития, организации, работающие в этих сферах, получают в России в виде прямой господдержки порядка 440 млрд рублей (данные на 2017 год)", — говорит Владимир Чупров.