Над привлечением денег надо работать

 

Любая российская микрофинансовая компания может привлечь деньги для развития. Есть только два условия. Первое: она должна быть прибыльной, финансировать не свои убытки, а свой рост. И второе: над привлечением финансирования надо работать. Результат появится не сразу, но появится. Откуда я это знаю? Я этим занимался. Я седьмой год работаю в российских pay day loans (займы до зарплаты. — Ред.) компаниях. На рынке альтернативного финансирования этот сегмент самый высокодоходный, но и самый рискованный с точки зрения инвесторов. И мы "поднимали" деньги. Сначала делать это не умели, зато потом привлекали миллиарды.
Есть разные этапы развития компании, и от них зависят механизмы ее финансирования. На раннем этапе, когда бизнес начинает расти, на мой взгляд, нельзя привлекать деньги с рынка. Здесь должно быть акционерное финансирование, ангелы, венчурные капиталисты. Есть бизнес–планы, под которые дают деньги, и надо пахать, чтобы их выполнять. Когда компания становится прибыльной, она может привлекать деньги у розничных инвесторов. Много сейчас говорят, что инвесторов больше нет, потому что на рынке было шесть крупных банкротств за полтора года. Но это неправда — интерес к микрофинансовым компаниям сохраняется.
Розничные инвесторы делятся на две группы — я называю их комьюнити и некомьюнити. Первые — это те, кто уже инвестирует в МФО, в том числе те, кто уже терял в них деньги. Они тертые калачи, стреляные воробьи, для них нужно рассылать ежемесячный бюллетень, в котором не вранье, а объективные показатели. Делать конференции, общаться. Если они полезли в финансовый отчет и начали задавать вопросы, надо на них отвечать. Если вы правильно себя ведете, то скоро комьюнити будет знать, что вам деньги давать можно.
Вторая группа инвесторов — это те, кто не понимает всех рисков, поэтому отчеты для них не столь важны. Но для них тоже нужно делать серьезную работу. Они в 70% случаев приходят по контекстной рекламе. Должна быть сделана нормальная аналитика, хорошо настроена реклама. Должны быть продавцы, которые умеют объяснять, рассказывать. Если надо — привести к гендиректору, чтобы они пожали друг другу руки и посмотрели в глаза.
И последнее — облигации. Я слышал, что для выхода на этот рынок есть два условия: должна быть отчетность, аудированная "большой четверкой", и рейтинг. Но у нас есть пять микрофинансовых компаний, облигации которых торгуются на бирже, и у двух из них как минимум нет публичной аудированной отчетности и рейтинга. На мой взгляд, это подтверждает то, что облигации — более доступный инструмент для МФО, чем принято считать. Если компания прибыльная и готова работать над организацией выпуска, то на горизонте 9 месяцев она может привлечь деньги под 17–18% годовых.
Илья Соловий, финансовый директор ООО МФК "Вэббанкир"