Зависимость от крупных сделок. Рынок лизинга в Петербурге замедлил темпы роста

Автор фото: Коллаж: Алена Марченко, фото: vostock-photo

Рынок лизинга в Петербурге в 2019 году показал положительный результат, но, по словам экспертов, сейчас наблюдается тенденция замедленного роста. Аналитики уверены, что сфера зависима от крупных сделок, а таких в прошлом году стало значительно меньше.

Доля продаж легковых и грузовых автомобилей, коммерческого транспорта и спецтехники в 2019 году составила 15% от всего рынка лизинга Петербурга — это на 0,3% меньше, чем в 2018 году. Но, по словам независимого эксперта автомобильной отрасли Алексея Тузова, в Петербурге динамика рынка лизинга в прошлом году оказалась положительной.
"Российский рынок лизинга весьма зависим от крупных сделок в сегментах авиационного и железнодорожного транспорта. В прошлом году объем сделок с этими активами по ряду причин заметно снизился, вызвав некоторую коррекцию долей рынка — как по активам, так и по регионам", — отметила гендиректор "ТСС-Лизинг" Татьяна Донченко.
В КГ "Альфа-Лизинг" подтверждают тенденцию замедленного роста. По словам руководителя отдела продаж компании Дмитрия Асадова, в 2019 году было размещено 5,3 млрд рублей инвестиций против 4,5 млрд рублей в 2018 году.
"Рост объемов сохранился, но темп очевидно замедляется", — пояснил Асадов.

Возможность для бизнеса

Одним из быстрорастущих лизинговых сегментов как в России, так и в Петербурге стал автолизинг. Несмотря на то что эксперты ожидают падения продаж автомобилей на 8–10% по стране, ожидается, что регион покажет уверенный рост.
"Спрос на автолизинг будет только увеличиваться в связи с ростом цен на автомобили, устареванием автопарка, а также потребностями в комплексном обслуживании, которые автолизинг как раз может удовлетворить. Автолизинг сегодня во многих случаях является для бизнеса, особенно малого и микро, единственной возможностью приобрести новый автотранспорт", — рассказали в пресс-службе лизинговой компании "Европлан".
Основными драйверами автолизинга в Петербурге стали широкий ассортимент техники и персональные предложения для клиентов, такие как страхование водителей, бесплатные ТО, шиномонтаж и сезонное хранение шин, уверены игроки рынка.
"Другой весомой причиной роста автолизинга является наличие государственных программ поддержки лизинга автотранспорта. Помимо того что данная поддержка означает определенное снижение размеров лизинговых платежей, эти программы содействуют популяризации лизинга в целом на рынке, привлекая все новых и новых клиентов", — уточнила Донченко.
Также в числе причин активного роста автолизинга называется сокращение объемов банковского кредитования.
"Тенденция наблюдается по всей стране: так, в прошлом году около 60% желающих взять кредит получили отказ банков. В этой ситуации люди ищут альтернативные финансовые источники, и возвратный лизинг — один из них. При этом наиболее популярным предметом договора выступают автомобили. Учитывая, что сейчас происходит массовый выход из-под залога банков многочисленного парка автомобилей, взятых в кредит в 2016–2017 годах, можно уверенно прогнозировать дальнейший рост данного сегмента и в 2020 году", — считает председатель Ассоциации развития возвратного лизинга Владимир Звонарев.

Массовый сегмент

Среди легковых автомобилей по количеству лизинговых сделок в прошлом году в Петербурге лидируют Volkswagen и KIA. Эксперты говорят, что это связано с популярностью марок в сфере такси. Также в список популярных автомобилей попала Lada. По данным ГК "Альфа-Лизинг", 67% сделок приходится именно на легковой транспорт. Лидерами в грузовом сегменте стали DAF, КамАЗ и Scania.
"В массовом сегменте все больше клиентов предпочитают приобретению собственного транспорта использование услуг каршеринга или такси", — пояснил Дмитрий Асадов.
Игроки рынка отмечают, что сейчас на рынке лизинга наблюдается устойчивый тренд на падение процентных ставок, что приводит к снижению стоимости услуг.
"Это большой плюс для наших клиентов. С другой стороны, снижение ставок приводит к падению маржинальности лизинговой деятельности. В результате лизинговые компании вынуждены постоянно заниматься повышением эффективности своей работы и создавать новые лизинговые продукты. В выигрыше опять же остается лизингополучатель", — отметила Донченко.