Логистический карантин. Как изменился рынок грузоперевозок в Петербурге из-за коронавируса

Автор фото: Коллаж: Алена Марченко, фото: vostock-photo

Рынок грузоперевозок в Петербурге за первые месяцы 2020 года показал активный рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Dp.ru узнал, с чем связаны положительные показатели сферы и как коронавирус повлиял на транспортировку грузов.

По итогам 2019 года рынок грузоперевозок всеми видами транспорта в России вырос по сравнению с 2018 годом всего на 0,6%, об этом сообщается в документах Росстата. Эксперты объясняют слабую динамику небольшими и отрицательными показателями роста грузооборота в морских, внутренних водных и авиаперевозках.
Например, в прошлом году доля перевозок морским транспортом в РФ сократилась на 1%, а в Петербурге, наоборот, выросла на 1%, также общероссийское падение зафиксировано в воздушных перевозках. Аналитики утверждают, что наибольший рост показал автомобильный транспорт: грузооборот вырос на 5,8% в России, а в Петербурге — на 15,7%. По словам директора обособленного подразделения логистической компании "Точка-Точка" в Петербурге Евгения Стаценко, автомобильные грузоперевозки демонстрируют успех "не сами по себе", а за счет других видов перевозок.
"На динамику рынка импортных и экспортных грузоперевозок в Петербурге в 2020 году повлияла совокупность внешних факторов, но особенно — ранний Новый год по восточному календарю. Благодаря этому в декабре 2019 года сформировался повышенный спрос на рынке импортных грузоперевозок. Этим же фактором обусловлен спад уже в начале января 2020-го", — считает региональный директор структурного подразделения "Kuehne + Nagel Санкт-Петербург" Анастасия Кизулева.
Рост рынка грузоперевозок в Петербурге также подтверждает СЕО OPERATOR24 Александр Иванов. По его словам, количество заказов по сравнению с 2018 годом выросло в 6 раз.
"В 2020 году мы закрываем квартал уже с ростом — по сравнению с тем же периодом 2019 года, и это еще даже не строительный сезон на дорогах России", — поделился он.

Подстроиться под тенденцию

Эксперты посчитали, что в 2019 году доля автомобильных грузоперевозок в Петербурге составила около 60% от общего грузооборота города. Основная часть грузов перевозилась по маршруту Петербург — Москва.
"Логистические процессы неразрывно связаны с тенденциями в экономике страны и подстраиваются под них. А тенденции таковы: например, в Северной столице за последние пару лет, по данным различных агентств, закрылось около тысячи крупных и средних магазинов и гипермаркетов. Причин этому явлению много, но результат — уход представителей бизнеса с рынка либо переориентация деятельности компаний на онлайн-аудиторию, что приводит к профициту грузового транспорта различной грузоподъемности", — объяснил представитель компании "Точка-Точка".
Аналитики говорят, что одним из факторов развития рынка грузоперевозок в Петербурге стали технологии и инновации. Стаценко отметил, что рынок онлайн-сервисов в сфере логистики в Петербурге сейчас находится в фазе становления. По его мнению, в скором времени руководители российских компаний поймут необходимость интеграции технологий в логистические процессы. Он добавил, что цифровизация логистики в будущем поможет грузовладельцам снизить расходы примерно на 30%.
"С уверенностью можно сказать, что в будущем нас ждет переход всех участников рынка автоперевозок на цифровой формат работы, в котором логистические процессы будут не сложнее, чем, например, заказ такси в приложении на смартфоне", — рассказал Стаценко.

Коронавирусные грузоперевозки

Игроки рынка и эксперты считают, что активное распространение коронавируса в Китае и Европе в перспективе может привести к снижению грузооборота по всем видам транспорта на 25–30%, но пока этот фактор не оказал значительного влияния на рынок.
"Сокращение грузооборота может начаться в апреле на фоне разрастания эпидемии и карантинных мероприятий в Европе и Азии", — уверен первый вице-президент "Опоры России".
По словам регионального директора структурного подразделения "Kuehne + Nagel Санкт-Петербург" Анастасии Кизулевой, объем импорта в январе на фоне распространения коронавируса заметно снизился в Юго-Восточной Азии.
"Тем не менее спрос на импортные перевозки как из ЮВА, так и из стран Европы и Америки есть, и участниками рынка прогнозируется заметный рост в ближайшие месяцы", — пояснила она.
О снижении потока перевозок из-за коронавируса также говорит СЕО OPERATOR24 Александр Иванов.
"Сейчас мы снова в условиях изменений и открытия новых возможностей, этим надо пользоваться. Но тот, кто сейчас найдет решения, сможет получить опыт. Но сразу предупрежу: не нужно ожидать компенсаций от кого-либо и тратить время на это, лучше направить деятельность на новые направления, например перевозки внутри России, ведь скоро будут введены новые автомобильные дороги, которых ранее не было на карте России", — отметил Иванов.