Вменить регламентом

 

Петербургские частные медицинские компании, имеющие лицензию по видам работ (услуг) "психиатрия" и "психиатрическое освидетельствование", столкнулись с проблемами из–за трактовки легитимности создания врачебных комиссий по проведению обязательного психиатрического освидетельствования (ОПО) на базе частных клиник. Что, на наш взгляд, приводит к нарушению закона о защите конкуренции. Мы убеждены, что врачебная комиссия медицинской организации создается приказом ее руководителя, а полномочия подтверждаются соответствующей лицензией, выдаваемой уполномоченным органом в сфере здравоохранения.
Вопрос хоть и касается малого бизнеса, но не такой уж и мелкий. ОПО сотрудников компании должны обеспечивать не реже 1 раза в 5 лет. Это требование распространяется как на госучреждения (в частности, на детские сады, школы, больницы), так и на частный бизнес, а именно автотранспортные предприятия, гостиницы, заведения общепита и торговли (даже курьеров) и т. д. Список весьма обширный.
В течение 10 лет вопрос, по какому регламенту создаются комиссии, не был урегулирован на федеральном уровне. Регионы решали его каждый по–своему. В Петербурге разница в подходах наблюдалась даже в зависимости от района. Но осенью 2019–го ситуация начала изменяться. Предполагаю, что в связи с тем, что в конце лета вопрос всплыл на федеральном уровне: Минздравом был составлен план подготовки различных нормативных документов, в нем был пункт о разработке методов согласования и утверждения регламентов для частных и госучреждений по созданию комиссий для ОПО.
Вместо того чтобы направить все свои усилия на создание регламента, в городе пошли по пути отстранения частного бизнеса. Было подготовлено письмо заместителя губернатора по социальным вопросам, в котором предписывается всем детским садам, школам, ведомственным учреждениям заключать договоры только с теми организациями, у которых комиссии согласованы правильным образом. Однако мы столкнулись с ситуацией, при которой и в государственном, и в частном секторе врачебные медкомиссии, правомочные на проведение ОПО, отсутствуют.
Волна в городе пошла с сентября 2019 года: все началось с обращения гражданина в прокуратуру Пушкинского района, которое инициировало проверки частных медцентров. Прокуратура вынесла запрет госучреждениям проводить закупки в рамках 44–ФЗ по ОПО у субъектов малого предпринимательства. Самое интересное, что частные медорганизации обращались в прокуратуру Калининского района с просьбой разъяснить, кем и каким образом создана комиссия в ПНД № 5. Оказалось, что по распоряжению райадминистрации, что противоречит положениям 323–ФЗ и приказу Минздрава 502–Н. До конца года попытки вытеснить частников с этого рынка были безуспешными. Городское УФАС стояло на защите конкуренции и прав малого бизнеса. Однако в начале 2020 года произошло резкое изменение позиции ведомства из–за обращения городской прокуратуры, в котором надзирающий орган пришел к однозначному выводу о том, что частным медцентрам не место в сфере оказания услуг по ОПО.
Обращаясь в различные инстанции с целью защиты наших прав, мы натолкнулись на единое мнение — нам рекомендовали идти в суды. Сегодня состоится первое заседание в арбитражном суде. Суть спора такова: истец оспаривает решение УФАС, которое признало нашу организацию соответствующей конкурсной документации на торгах по проведению ОПО. До этого комиссия заказчика отклонила нашу заявку. В споре участвуем в качестве третьего лица.
Дмитрий Коломыченко глава медцентра "ЭкспрессМедСервис", председатель комиссии по здравоохранению петербургского отделения "Опоры России"