Земля и неволя. Депутату ЗакСа Ленобласти предъявлено обвинение в мошенничестве

Автор фото: Vostock-photo
Автор фото: Vostock-photo

Депутату ЗакСа Ленобласти Сергею Караваеву предъявлено обвинение в мошенничестве из–за покупки участка в Мурино за 15% стоимости.

Главное следственное управление СКР по Петербургу (ГСУ) завершило расследование уголовного дела о мошенничестве с крупным земельным участком (Всеволожский район Ленобласти). Обвинение предъявлено депутату законодательного собрания Ленобласти Сергею Караваеву, члену фракции "Единая Россия", и его отцу Сергею Караваеву, совладельцу ООО "АС".
История началась около десятка лет назад. Компания "АС" арендовала в поселке Мурино большой участок земли, планируя возвести на нем складской комплекс. На тот момент, как пояснил "ДП" бизнесмен Караваев, областное правительство планировало построить по соседству с поселком крупную транспортную развязку. Поэтому складской комплекс, как полагал Караваев–старший, мог быть востребован. Кадастровая стоимость участка размером 35 га составляла 63,15 млн рублей.

Дом с площадкой

"АС" заключила с администрацией Всеволожского района договор аренды этого участка на проведение инженерно–изыскательских и проектно–архитектурных работ для будущего складского комплекса. Затем был заключен новый договор аренды, но уже непосредственно для строительства. Проект предполагал возведение двухэтажного административно–бытового здания (800 м2) и шести открытых площадок для хранения контейнеров и щебня.
Объектом капитального строительства, как пояснил "ДП" Караваев–старший, считалось только административное здание. Контейнерные площадки, которые чиновники определяют как "плоскостные сооружения", к таким объектам не относились. В 2014 году все было построено, объекты проверены и приняты должностными лицами, введены в эксплуатацию, на них "АС" зарегистрировала право собственности.
В то время действовало постановление правительства Ленобласти (№ 293, сентябрь 2012 года), по которому при наличии объекта капитального строительства, введенного в эксплуатацию, собственник этой недвижимости приобретает право на выкуп земли за 15% от кадастровой стоимости участка. Этой возможностью и воспользовалась "АС", получив постановление администрации Всеволожского района на покупку участка и заплатив за него около 10 млн рублей.

По сговору в особо крупном

Впрочем, следствие расценило действия отца и сына Караваевых иначе: изучив обращение прокуратуры, возбудило в 2017 году уголовное дело по ст. 159 УК (мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере).
"Если бы спор о праве на землю был между двумя компаниями, то, как показывает практика, правоохранители проявили бы к нему не большой интерес. Однако, едва речь заходит о государственной земле, ситуация резко меняется. И в этом случае шансы на возбуждение уголовного дела сильно возрастают", — обращает внимание адвокат адвокатской коллегии "Де лата" Евгения Бурмасова. Следствие это сделает хотя бы для максимально полного изучения всех обстоятельств, что в рамках уголовного дела куда проще, нежели в арбитражном процессе. К примеру, процедура получения необходимых документов вряд ли представит для правоохранителей какие–либо трудности.
По версии ГСУ, отец и сын Караваевы, вступив в сговор, обманом приобрели право на земельный участок. Ущерб от их действий оценен в 53 млн рублей. В феврале 2019 года депутат, ранее, к слову, служивший в полиции, был арестован и до сих пор содержится в СИЗО. Его роль, если исходить из материалов дела, сводилась к простому посыльному: на основании доверенности от имени "АС" он подавал документы в различные государственные органы и структуры.
Позицию правоохранителей, как это следует из постановления о предъявлении обвинения, можно свести к следующему: право на выкуп земельного участка по льготной цене фигуранты дела могли получить лишь после возведения всех объектов. Однако, как полагает следствие, завершить строительство полностью, в частности контейнерных площадок, обвиняемые не намеревались. К примеру, об этом свидетельствует расторжение договора с компанией "Стройинжиниринг СЗ", которая, собственно, была нанята для строительства комплекса. При этом ГСУ говорит о том, что всех должностных лиц, так или иначе контролирующих этапы строительства складского комплекса, фигуранты дела вводили в заблуждение относительно степени готовности контейнерных площадок.

Гражданско–правовой спор по ст. 159

Однако, как рассказал "ДП" адвокат Леонид Сайкин, представляющий интересы Караваева–старшего, в январе этого года правоохранители дали оценку действиям чиновников. "Из уголовного дела моего клиента были выделены материалы (для рассмотрения вопроса о возбуждении отдельного уголовного дела. — “ДП”), следствие усмотрело в действиях должностных лиц, которые контролировали процесс строительства, признаки преступления, предусмотренного ст. 293 УК РФ (халатность). Значит, отец и сын Караваевы не вводили никого в заблуждение и не обманывали?" — задается вопросом защитник.
Адвокат Лилия Юрцева добавляет, что договоры аренды участка никогда и никем не признавались незаконными, факт строительства административно–бытового здания и контейнерной площадки № 1 и их надлежащей регистрации никем не оспаривается, в том числе и следствием, сам договор купли–продажи земли тоже не оспорен. "Получается, что право на выкуп земли получено законным путем. Тем более что на тот момент действующее законодательство предусматривало только такой способ выкупа", — поясняет госпожа Юрцева.
Управляющему партнеру адвокатского бюро "Ковальчук и партнеры" Михаилу Ковальчуку постановление следствия кажется спорным, но без изучения всех материалов дела сделать однозначный вывод сложно. С другой стороны, говорит он, аренда была, договор заключен, объекты недвижимости были построены, правда, непонятно, насколько были завершены. "По моему мнению, это гражданско–правовой спор, который, как часто у нас бывает, выливается в ст. 159 УК как средство решения проблем", — резюмирует он.
Сама земля сейчас арестована в рамках уголовного дела, ее нынешняя кадастровая стоимость поднялась до 151 млн рублей. Вместе с тем участок, по оценке девелоперов, вряд ли будет востребован бизнесом. "Земля в ближайших пригородах Петербурга (особенно в Мурино–Буграх), да еще без градостроительной документации, сейчас на рынке стоит не много. Слишком долго и дорого согласовывать", — говорит Сергей Терентьев, директор департамента недвижимости ГК "ЦДС". "В соответствии с нынешним назначением это земли промышленного назначения, на которых можно строить склады. Без съезда с КАД этот участок вряд ли будет интересен", — полагает Константин Кузьмин, гендиректор компании BPS– Development.