Как родные. Выставка ассирийского искусства в Манеже Малого Эрмитажа

123
Станислав Савицкий
20 марта 2020, 10:39

Памятники ассирийского искусства из коллекции Британского музея, Манеж Малого Эрмитажа

Мы живем далеко от мест, где существовали древние цивилизации Ассирии, Месопотамии и Египта. Но для многих из нас легенды о фараонах и истории о расшифровке глиняных табличек с клинописью — часть детства. Кому–то эта древность помнится по приключенческим книгам и фильмам, кому–то — по эрмитажной коллекции, а для кого–то имя ассирийского царя Ашшурнацирапала — старая заковыристая скороговорка. Библиотека царя Ашшурбанипала — одно из самых больших сохранившихся до наших дней древних собраний письменных источников — возможно, даже более известна, чем Александрийская библиотека.

Как это ни удивительно, но Ассирия для петербуржцев ближе, чем иные дальние страны. Так что выставку ассирийского искусства, привезенную к нам из Лондона, оценят по достоинству, хотя еще совсем недавно было сложно представить, что в Эрмитаж привезут экспозицию из собрания Британского музея.

В советское время главный российский музей зарубежного искусства был ограничен во взаимодействии с другими большими коллекциями. На то, чтобы контакты наладились, понадобилось без малого 20 лет. Зато теперь у нас одна выставка престижнее другой. И после чудесного Пьеро делла Франческа в Малом Эрмитаже гостит одно из главных в мире собраний ассирийского искусства.

В середине XIX века памятники и предметы быта из дворцов ассирийских царей были обнаружены английскими археологами и перевезены в Лондон. С тех пор они хранятся в Британском музее наряду с другими всемирно известными древностями. Греция, конечно, хотела бы вернуть Парфенон в Афины, да и другие страны время от времени заводят разговор о возвращении культурных ценностей на историческую родину. Но сохранил их именно Британский музей, благодаря которому теперь их можем увидеть и мы.

Выставка состоит главным образом из рельефов, украшавших дворцы ассирийских царей. Каждый из правителей некогда могущественной державы, покорившей Вавилон и захватившей часть Египта, считал должным увековечить свою славу грандиозным архитектурным проектом. На рельефах запечатлены образы царей, сражения, сцены охоты и эпизоды повседневной жизни. Об этой выставке мы будем вспоминать долгие годы.