Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Трансляция как искусство. Вместо обзора концертов недели

181
Ольга Комок
20 марта 2020, 11:25

Такого мы еще не видели: в последние дни культурная афиша Петербурга съеживалась и скукоживалась из–за коронавируса по экспоненте. Апогей наступил во вторник и среду. Сначала счастливые обладатели билетов в Мариинский и прочие федеральные театры и филармонии бежали наперегонки с минкультовским указом о полном закрытии оных до 10 апреля. Кое–кто успел–таки вскочить в вагон уходящего поезда, посмотрев последний — чуть не сказала "в нашей жизни" — вечер молодых хореографов, а кто–то да и опоздал послушать скрябинского "Прометея". В среду к армии жаждущих вернуть "уплоченное" (и вернут, вернут ведь стоимость всех проданных билетов — вот только не сразу, а в течение месяца, и не просто так, а благодаря серии специальных нервных телодвижений, как в той же Мариинке) поневоле присоединились почитатели всех видов искусства городского подчинения. Указом губернатора закрылось все. И сразу до 30 апреля. Больше 50 не собираться, а меньше мало где получится и вряд ли многим захочется.

Знай смотри

На первый план выходят интернет и несколько практических вопросов. Театры собрались играть премьеры онлайн, сразу удаляя трансляции по окончании спектакля, как в реале. Иные неунывающие рокеры, как Леонид Федоров, уже замещают клубные сольники видеоквартирниками. Петербургские концертные залы, нет сомнений, пойдут по стопам западных коллег и начнут устраивать трансляции старых видеозаписей или новых концертов без зрителей на своих ресурсах. Опять же бесплатно. Ведь даже российские киносервисы и книжные интернет–магазины открывают закрома для всех желающих — знай читай да смотри.

Эффект отсутствия

Однако не забудем, что для музыкантов и артистов выступление на сцене — не только радость и ответственность, но и заработок. А с ним, как мы понимаем, теперь полные непонятки. Один знакомый культуртрегер давеча задал скромный вопрос, мол, не стоит ли задуматься о том, чтобы видеотрансляции культпродуктов были платными, ну хоть немного? Разумеется, воспоследовала масса возражений — от банально–политического (пусть дармоеды–артисты отрабатывают госбюджет) и высокоэстетического (живой спектакль на видео — мертвечина) до морально–этического (всем тяжело, надо помогать друг другу) и чисто технического. С последним и вправду неясность. Как платить? Кому платить? И главное — что за эту плату можно получить?

Чтобы интернета хватило на всех

Возможно, у нас на глазах расцветет не новый, но не вполне освоенный пока вид искусства — смесь живого стрима с традиционным телеспектаклем и/или концертом. Мастерство профессиональных и самодеятельных сетевых видеографов и звукорежиссеров возрастет кратно. Производство качественного видеоконтента резко удешевится (хотя поначалу на волне ажиотажного спроса наверняка подорожает). Период планирования сократится до нуля (если мы, конечно, привыкнем к невозможности строить какие–либо планы в условиях ежечасно меняющейся картины коронавирусного мира). Техника подстроится. Главное — чтобы новое видеоискусство не стерло воспоминания о чудесном эффекте соприсутствия при творении спектакля, симфонии или самомалейшей песенки "здесь и сейчас".

Ну, и чтобы интернета хватило на всех.