Не доска объявлений, а биржа. Как программист Святослав Вильде построил бизнес на привыкании клиентов

Святослав Вильде родился и вырос на Украине. В 1987–м поступил в Ленинградский институт киноинженеров (сейчас — СПбГИКиТ) на факультет электротехники, позднее перевелся на экономический и увлекся программированием. Зарабатывать начал еще на втором курсе. "Сосед по комнате в общежитии работал в кооперативе, делал губки для мытья тела из поролона. Я до утра упаковывал какое–то бесконечное их количество. За ночь можно было заработать четверть стипендии", — вспоминает он.
Идея первого стартапа появилась на четвертом курсе. Однокашник, промышлявший обменом валюты на Апрашке, пожаловался, что информация о курсах валют, поступающая по факсу, быстро устаревает, а возможности оперативно обновлять ее нет. Идея написать программу для разрешения этой проблемы Святославу понравилась. К тому времени у него уже был опыт работы на предприятии по видеообработке, которое открыл руководитель кафедры кино и телевидения родного вуза. Работая там, юноша написал программу для создания титров на ТВ.
"Помню, прошел слух, что на кафедру завезли компьютеры. Когда я их наконец увидел, залип: книжек по программированию не было, только данные по советским компьютерам, но мне это не мешало", — говорит он. На то, чтобы написать программу для друга–менялы, ушло две недели, она получила название "Рейтинфо".
Банковские специалисты вводили свои курсы обмена валют в систему, которая отправляла данные на нужный сервер и забирала информацию от других банков, — так у всех пользователей появлялась общая картина по городу.
"Мы звонили и говорили: есть такая программа. Хотите? Нас спрашивали — что надо? Мы отвечали — модем. Окей, приезжайте и ставьте, говорили нам. В общем, долго уговаривать банки не приходилось: это было бесплатно и полезно. Да и ощущения, что ставить к себе чужое ПО опасно, тогда у них не возникало: не было еще ни кибератак, ни хакеров", — говорит Святослав.
Иногда удавалось посетить два банка в день — за первые месяцы работы к системе всего их подключилось 30. Полученные данные друзья собирались продавать третьим лицам, но найти их без рекламы было сложно, да и в банках начали лениться вводить в систему новую информацию. В итоге схему поменяли: данные вбивала девушка–оператор, которая обзванивала всех и обновляла информацию три раза в день. Абонентская плата для банков составила $18 в месяц.

Кража и кредит

Офис студентов–предпринимателей располагался на складе в Апраксином дворе. "Был свой уголок в темной комнате: стол, два стула. Кошмарные условия, не очень чисто, но, кроме экрана компьютера, мы все равно ничего и не видели", — рассказывает Святослав.
Но через месяц помещение взломали, а технику украли. Флешек тогда еще не придумали, а сохранить код на дискеты друзья не догадались, так что программу пришлось писать заново. "Казалось, что все пропало. Стоимость оборудования — под тысячу долларов, страшная сумма", — вспоминает предприниматель. Главное — нужно было предупредить клиентов, что сервис временно не работает. А в распоряжении — только телефон без номеронабирателя: чтобы набрать 1, нужно нажать на рычаг один раз, 2 — дважды, и т. д. Требовалось терпение.
Чтобы быстро восстановить код, программировать пришлось круглосуточно. Технику взяли в кредит у знакомого из компьютерной фирмы. К счастью, $400 можно было выплатить в течение года.
Офис переехал в общежитие. А через 3 года Святослав уже мог позволить себе первую большую покупку: "девятку" за $2 тыс. Примерно столько, кстати, составлял во второй год работы весь оборот бизнеса.
Постепенно на "Рейтинфо" появилась информация не только о курсах валют, но и об условиях депозитов банков, котировок акций и векселей на внебиржевом фондовом рынке. Система успешно работала вплоть до кризиса 1998–го, когда многие финансовые компании исчезли, а рынок схлопнулся.
"Я понимал тем не менее, что обмен информацией полезен всем и за это готовы платить. Схему можно было перенести на любой рынок", — говорит Святослав. В итоге он взялся за новый проект, снова вдохновившись бизнесом друга — автомобильными грузоперевозками. "Предложил автоматизировать часть задач диспетчера. Написал для него простенькую TMS: это система, предназначенная для управления грузоперевозками, — рассказывает он. — Потом столкнулись с проблемой: как считать расстояние между населенными пунктами по автомобильным дорогам? Тогда не было сервисов вроде Google Maps, и я придумал наш собственный алгоритм расчета расстояний".

Кризис на руку

Новый проект претерпел много изменений, прежде чем стать полноценным сервисом грузоперевозок под названием "АвтоТрансИнфо". Компания находилась в минусе несколько лет: поначалу продвигать сайт из–за низкого проникновения интернета было сложно. Пришлось привлекать клиентов с помощью бесплатного рекламно–информационного журнала с тем же названием. Ощутимый рост пошел только в 2008–м: предприятия начали банкротиться, заводы — закрываться, связи между перевозчиками и заказчиками — рушиться, так что всем нужна была информация о новых партнерах. Компания выросла более чем в 10 раз.
"Целые направления грузоперевозок проваливались одно за другим, машинам требовалось искать загрузку, и наша биржа была кстати, потому что помогала находить новых заказчиков, — объясняет Святослав. — Подобные маркетплейсы взлетают не сразу: должна набраться критическая масса пользователей. А сначала мало и продавцов, и покупателей".
В погоне за клиентами программисты создавали новые сервисы. Особенно пользователям биржи в кризисное время пришелся по душе запуск системы претензий, то, что у каждого участника появился паспорт надежности и свой рейтинг. Позже возник сервис онлайн–страхования грузов, запустился раздел с тендерами, электронный документооборот. Сейчас услугами Биржи грузоперевозок АТИ.SU (платформа сменила название в 2019–м) пользуются 240 тыс. компаний России и стран СНГ. Каждый день появляется около 130 тыс. новых заявок на перевозку и 90 тыс. предложений о наличии попутных машин. В прошлом году оборот компании составил 1,5 млрд рублей.
"Хотим стать не просто доской объявлений, а полноценной биржей, через которую заключаются сделки. Максимально автоматизировать взаимодействие между логистами грузоотправителей, ТЭК и компаний–перевозчиков, а также водителями грузовиков. Пока сервисом электронных договоров о перевозке пользуются только 2% клиентов. Все должны к этому привыкнуть. Ничего, биржа шла к взлету 10 лет, тут тоже должны годы пройти: привычка — вторая натура", — считает Святослав.