За рукописи пока не платят. Рынок контента активно привлекает к своим сервисам новых клиентов–домоседов

Автор фото: Ермохин Сергей

В связи с карантином и повсеместной самоизоляцией граждан рынок контента активно привлекает к своим сервисам все новых и новых клиентов–домоседов.

Сервисы, предоставляющие контент по подписке, один за другим объявляют об акциях для тех, кто перешел на удаленную работу или дистанционное обучение.
Онлайн–кинотеатры запускают специальные хештеги: сервис Premier объявил об отмене платы за доступ к своему контенту под тегом #стопкоронавирус, а сервис Okko, например, в своем паблике "ВКонтакте" ввел рубрику "вседома".
Okko и Сбербанк также запустили проект "Искусство онлайн" — на платформе можно смотреть спектакли, концерты и выставки, не выходя из дома. Кроме того, теперь новые пользователи могут оформить месяц подписки на пакет услуг сервиса за 1 рубль и получить доступ к фильмам и сериалам.
"Билайн" тем временем обеспечил своим клиентам возможность пользоваться услугами широкополосного доступа и сервисом "Билайн ТВ" даже при нулевом балансе абонентского счета. Ряд инициатив компании пока что будут действовать до 30 апреля, но могут быть и продлены.

И чтец, и жнец

О петербуржцах переживать тоже не приходится: онлайн–библиотеки в стороне от акций не остались. "ЛитРес" и издательская группа "Эксмо–АСТ" составили подборки наименований и предоставили скидку до 50% на книги, размещенные на сайте и в приложениях, а также бесплатный доступ к стандартному каталогу сервиса по подписке MyBook.
Рынок электронных и аудиокниг в целом продолжает расти. Как отмечает гендиректор ГК "ЛитРес" Сергей Анурьев, россияне все чаще выбирают именно такие издания. "Например, в 2019 году рынок вырос на 35% по сравнению с 2018–м, его емкость превысила 6,5 млрд рублей", — говорит он.
Эксперт также отмечает, что с 9 по 15 марта рост продаж составил 7% по сравнению с первой неделей месяца. Количество установок приложения MyBook за этот же период выросло на 15%.
"Продажи растут, но пока нельзя говорить о том, что именно на это повлияло, ведь в России еще далеко не все потребители перешли на удаленную работу", — заключает он.
В Storytel также приняли решение предоставить 30 дней бесплатного доступа ко всей библиотеке сервиса аудиокниг по подписке. Компания открыла доступ и к подкастам — их можно слушать на онлайн–платформах SoundCloud, в "Подкастах" Apple, на "Яндекс.Музыке" и "Google Подкасты". "Мы хотим, чтобы те, кто еще не успел попробовать Storytel, сделали это сейчас совершенно бесплатно", — комментирует медиадиректор компании Дарья Анжело.
Но генеральный директор Storytel в России Борис Макаренков говорит, что выводы об изменении динамики потребления делать пока рано. "Подводить итоги нужно не раньше чем через месяц, чтобы увидеть целостную картину", — заключает он.

Выбери меня

Онлайн–рынок в целом показывает хорошую динамику во время карантина, как отмечают аналитики, он растет "в геометрической прогрессии". Сервисов, предоставляющих контент по подписке, постепенно становится только больше, кинотеатрам и библиотекам в онлайне уже приходится отвоевывать своего клиента. Как отмечает управляющий партнер коммуникационного агентства B&C Agency Марк Шерман, на рынке контента идет ожесточенная борьба, скидки и другие акционные программы здесь и так возникают постоянно: "Сейчас от бесплатного доступа компании только выиграют, учитывая тот момент, что платят у нас потребители все еще неохотно".
Эксперт также замечает, что, жертвуя прибылью сейчас, игроки рынка занимают важную социальную позицию как раз в то время, когда на государственном уровне идет речь о расширении доступа к интернет–услугам. Сейчас потребители вынуждены сидеть дома и смотреть кино или сериалы только онлайн. Однако, как замечает эксперт, после карантина они привыкнут и, возможно, начнут платить за подписку на контент.
Эксперт по развитию бизнеса и продаж промышленного сектора b2b–рынка Татьяна Дроздова отмечает, что выбранная стратегия компаний ведет к формированию спроса на новые продукты диджитализации. "Привычка не сформирована, поэтому переход на цифровизацию должен проходить плавно, без ощущения у покупателей дополнительного давления в виде денежных затрат. Именно мягкое формирование нового потребительского поведения позволит в дальнейшем игрокам быть в топе лидеров нового цифрового рынка. Это хорошая стратегия для формирования новой линейки продукции и покупательского спроса на нее", — говорит она.