"Мы просили более решительных мер": бизнес оценил господдержку

Автор фото: Ермохин Сергей
Петербург во время пандемии короновируса. Универмаг "Гостиный двор" закрыт.

После 2 недель обсуждений правительство Петербурга утвердило антикризисный пакет для малого и среднего бизнеса. В него вошли льготы по налогам и аренде. Предприниматели говорят, что этого мало, и просят субсидировать зарплату своим сотрудникам.

О том, что в Петербурге разрабатываются меры поддержки бизнеса на период пандемии коронавируса, городские власти впервые сообщили 17 марта. В городе начались регулярные консультации чиновников с предпринимательским сообществом. Наконец в понедельник, 30 марта, пресс-служба Смольного сообщила, что правительство Петербурга утвердило антикризисный пакет. Озвучено шесть ключевых мер, и почти все они касаются малого и среднего бизнеса, а также наиболее пострадавших отраслей.
В 2020 году отменяется уплата авансовых платежей по налогу на имущество организаций, земельному и транспортному налогам для малого и среднего бизнеса при условии поддержания средней зарплаты не менее 19 тыс. рублей. Малый и средний бизнес в сфере культуры, образования, просвещения, выставок, развлечений, физкультуры и спорта освобождается от выплат за аренду городской недвижимости за II квартал 2020 года. Малые и средние предприятия сферы гостиничных услуг, общественного питания и туризма, арендующие городскую недвижимость, получат отсрочку по уплате арендных платежей за II и III кварталы 2020 года до конца этого года с последующей рассрочкой на период до 31 декабря 2021 года. Всем гостиницам снизят на 50% налог на имущество организаций в 2020 году. До 1 апреля 2021 года продлевается мораторий на демонтаж нестационарных торговых объектов (НТО), не соответствующих принятым требованиям. Вводятся новые виды НТО: фудтраки и киоски для производителей молочной, мясной, рыбной продукции, а также хлебобулочных изделий.
В комитете финансов подсчитали, что выпадающие доходы городского бюджета в связи с принятием перечисленных мер составят 4,5–5 млрд рублей. Какие статьи бюджета при этом придется сократить, пока не сообщалось. В Смольном лишь отметили, что не будут "резать" расходы на строительство социальных объектов.
Тема спасения бизнеса была поднята во вторник на заседании правительства Петербурга во время выступления председателя комитета по экономической политике и стратегическому планированию Валерия Москаленко. Депутат Законодательного собрания Ирина Иванова поинтересовалась у него, сколько предприятий уже закрылось. Валерий Москаленко не смог ответить на этот вопрос, отметив лишь, что "ведется мониторинг по отраслям", но "ситуация меняется почти каждый день".
Депутат Надежда Тихонова, в свою очередь, похвалила чиновников за введение льгот по аренде, но спросила, как быть тем, кто арендует недвижимость у частных лиц. "Более сложно выглядит задача, когда идет диалог с частными владельцами", — признал Валерий Москаленко. В то же время он выразил надежду на то, что частный сектор проявит социальную ответственность и будет "ориентироваться на решение городского правительства".
Одновременно с городскими меры поддержки бизнеса принимаются и на федеральном уровне. Так, среди принятых во вторник в Госдуме законов оказался закон о снижении вдвое страховых взносов для малого и среднего бизнеса с зарплат сверх МРОТ.
Ранее были анонсированы также налоговые льготы и льготы по аренде федеральной недвижимости, льготные кредиты, освобождение бизнеса от проверок, облегчение работы по госзаказу и некоторые другие меры.

Хорошо, но мало

Петербургский бизнес рад, что что-то предпринимается, но считает предложенные меры недостаточными. "Этот первый пакет мер, безусловно, долгожданный, — говорит исполнительный директор НП "Союз малых предприятий Санкт-Петербурга" Владимир Меньшиков. — И при этом мы понимаем, что он достаточен только в том случае, если по окончании этой выходной недели, в следующий понедельник, начнет оживать город, бизнес. Но поскольку мы все понимаем, что, скорее всего, у нас продлится карантин, может быть, даже он будет усиливаться, то, безусловно, крайне важно дальнейшее принятие мер, причем они должны быть более значительными и быть как финансово-фискальными, так и административными".
Он предлагает подумать о компенсации коммунальных платежей для бизнеса, автоматическом продлении договоров аренды на 5 лет, снятии ограничений на деятельность НТО.
"Сейчас в договорах на размещение НТО есть четкое разделение: услуги, общепит, торговля. А мы понимаем, что как раз в сложные моменты малый бизнес может выживать за счет того, что он быстро приспосабливается к меняющимся условиям. Не идет общепит — быстро переквалифицировался на торговлю. Рядом открылся крупный магазин — сократил торговлю, увеличил общепит, сделал услуги", — объясняет Владимир Меньшиков.
Руководитель Лиги арендаторов госимущества Александр Мишин не видит смысла в моратории на снос НТО. "Кого можно было — их давно посносили. Ну а сейчас я не думаю, что есть крупные объекты, которые собирались сровнять с землей", — говорит он.
"Мы просили более серьезных мер, — заявляет управляющий партнер Cronwell Hotels & Resorts, вице-президент Российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин. — В мире гостиничный бизнес поддерживается несколько по-другому. В Голландии, например, выплачивается до 90% фонда оплаты труда напрямую сотрудникам предприятия. Почти во всех остальных странах Евросоюза есть аналогичные меры, просто разные цифры: 90% — это самая большая сумма компенсации, средняя — где-то 65–70% от оплаты труда компенсирует государство напрямую живыми деньгами".
Он напоминает, что многим гостиницам Петербурга, которые причислены к санаторно-курортному комплексу, фактически запретили работать с 28 марта до 1 июня. "Соответственно, поступлений у нас нет вообще, а мы должны сохранять персонал и платить ему на простое хотя бы две трети от оклада. Откуда-то деньги надо взять", — сетует Алексей Мусакин.
Он предлагает ввести государственную компенсацию МРОТ для работников гостиниц (аналогичная мера анонсирована в Москве для тех, кто потеряет работу).
"В любом случае, если денег у компании нет вообще, она будет вынуждена банкротиться. Если будет запрещено банкротиться — она просто закроется. Люди окажутся на улице. Они все равно пойдут в службы занятости, и им все равно придется платить тот же МРОТ, только это будет совсем другая социальная обстановка. Все равно эти деньги придется выделять. Лучше выделить их на этапе профилактики, чем на этапе тушения пожара", — считает Алексей Мусакин.
"Я считаю, что это все равно, что больному раком дать таблетку аспирина, — оценивает озвученные меры поддержки президент холдинга "Евразия" Алексей Фурсов. — У нас полностью остановлен бизнес. В этом случае говорить о каких-то отсрочках уплаты аренды или налогов... Лучше вообще ничего не говорить".
"Я думаю, что мы вошли в это надолго, это не один месяц будет продолжаться, — продолжает предприниматель. — И чтобы из этого выйти, я думаю, правительство будет вынуждено этому сектору вообще полностью отменить все налоги от полугода до года. Это будет вынужденная мера, и к этому придут чуть позже".
Он также призывает ввести пособия, которые заменят зарплату сотрудникам закрывшихся заведений. "Во всех предприятиях Питера даже личных денег учредителя хватит только на апрель. В апреле они закончатся, и, хотим мы или не хотим, мы просто физически не сможем выплачивать заработную плату", — говорит Алексей Фурсов.