Одежда лишилась спроса. Fashion-операторы лидируют среди закрытых магазинов в Петербурге

Автор фото: Ермохин Сергей

Количество свободных помещений на рынке стрит-ретейла Петербурга продолжает расти. Fashion-операторы заняли первое место по объёму закрытых магазинов.

В целом доля свободных помещений по итогам I квартала увеличилась на 0,8 п. п. и составила 9,3%. Этот показатель стал максимальным за последние 5 лет наблюдений. Такие данные во вторник, 7 апреля, представили в консалтинговой компании JLL.
"Ограниченный потребительский спрос, снижение реальных денежных доходов населения в IV квартале 2019 года, а также макроэкономическая неопределённость в 2020 году привели к активному закрытию fashion-операторов. Если ранее основная ротация происходила в сфере общественного питания, то сейчас впервые среди закрытых магазинов на торговых улицах города лидирует сегмент одежды, обуви и аксессуаров. В предыдущие периоды на этот сегмент приходилось не более 20% закрытий, а по итогам I квартала этот показатель достиг 27%, что является максимумом за всю историю наблюдений", — отметили авторы исследования.
Среди знаковых событий выделяется, например, закрытие магазинов на Большом проспекте П.С. Речь идёт о брендах Laurel, Tru Trussardi, Forte и Pal Zileri. Ещё одна громкая ротация в этом сегменте произошла на Большой Конюшенной улице: Fabiana Filippi переезжает в помещения, которые ранее занимали Herno и Lorena Antoniazzi.
"Как следствие, именно на главных fashion-улицах города по итогам I квартала наблюдается максимальная доля свободных помещений. На Большом проспекте П.С., Большой Конюшенной улице и Старо-Невском проспекте пустует 10,4% магазинов, что выше среднегородского значения на 1,1 п. п.", — прокомментировала заместитель руководителя отдела исследований компании JLL в Петербурге Наталия Киреева.
Структура закрытых магазинов на основных торговых коридорах Петербурга
Автор: JLL
Вместе с тем за отчётный период на рынке появились новые бренды. В частности, Tissot анонсировал открытие магазина на Невском проспекте, 68. На Большом проспекте П.С. открылись французские бренды одежды Maje и Sandro. А на Большой Конюшенной, 1, открылся российский бренд женской одежды Sodamoda. Наличие качественных вакантных помещений на главных fashion-улицах города, например освободившееся пространство после закрытия магазина "Дикси" на Старо-Невском проспекте, даёт возможность выбора операторам, которые давно планировали выйти с флагманским проектом на рынок Петербурга, полагают эксперты.
Существенные сложности сейчас испытывают заведения общественного питания, которые занимают треть всех помещений на основных торговых улицах города. По сравнению с магазинами одежды и обуви рестораны смогли частично переориентироваться на удалённую доставку и пока массово не покидают арендованных помещений. В I квартале в сегменте общепита 42% новых открытых заведений — это небольшие кофейни, а также магазины с кофе навынос. На Невском проспекте примечательна ротация мармеладных магазинов. Pirat Marmelad занял помещение "Волшебной карамели" на Невском, 72, а также часть пустовавшего после закрытия Сбербанка на Невском, 16.
Как отмечают в JLL, на "ресторанной" улице Рубинштейна к существовавшим проблемам, связанным с жалобами жильцов жилых домов, добавились ограничения в работе общепита в марте 2020 года. В I квартале новых заведений не появилось, при этом закрылось три ресторана — "Турецкий стритфуд", Papaya и Kirkenes.
Среди закрытых продуктовых магазинов пустуют в основном бывшие помещения Spar и "7Я", которые так и не нашли новых арендаторов. В некоторых планируются к размещению или уже открылись магазины новой сети Ki-Market. Этот бренд, например, появился недавно в одном из магазинов на проспекте Королёва.
В краткосрочной перспективе аналитики прогнозируют повышенную волатильность основных показателей, таких как доля свободных площадей и динамика арендных ставок.
"Уже сейчас мы понимаем, что наш малый и средний бизнес слишком хрупок, чтобы пережить и месяц простоя, даже в случае полной отмены арендной платы. Сложившаяся в текущий момент ситуация неизбежно приведёт к закрытию части магазинов и заведений, увеличению вакантных площадей. Отмена запланированных крупных мероприятий и неопределённые сроки восстановления туристического потока, как внешнего, так и внутреннего, дают нам принципиально иную картину летнего сезона, некогда именуемого высоким. Для стрит-ретейла начинается новая эпоха взаимоотношений арендатора и арендодателя, время нестандартных решений и нетипичных коммерческих условий, таких как привязка арендной платы к проценту от товарооборота. С другой стороны, это отличный момент для развивающихся арендаторов занять ликвидные помещения на лояльных партнёрских условиях", — подчеркнула консультант отдела стрит-ретейла JLL в Петербурге Александра Камаева.
По мнению экспертов "АйБи-ГРУПП", несмотря на то, что интерес к объектам торгового назначения в последнее время был высок, данный сегмент рынка коммерческой недвижимости уже показывал тенденцию к стагнации. В текущих условиях он пострадает достаточно сильно, особенно когда проявятся последствия резкого падения курса рубля, а следовательно, и платёжеспособного спроса, особенно на товары дорогих сегментов. Неясной остаётся и ситуация с теми объектами, которые были объявлены к вводу в этом году, а также с новыми проектами. В этой связи можно ожидать изменения сроков ввода или полного прекращения строительства для некоторых проектов.
"Начинает расти величина незанятых площадей, особенно в сфере стрит-ретейла, поскольку принимаемые в настоящий момент карантинные меры, связанные с пандемией COVID-19, привели к значительным потерям в выручке в первую очередь у предприятий общественного питания, а также — в меньшей степени — несетевых магазинов. Что, в свою очередь, повлияло как на резкое снижение спроса на встроенные помещения, так и на прекращение части существующих арендных договоров. Снижение покупательского потока в крупных торговых центрах также грозит привести в скором времени к росту незанятых площадей и к снижению арендных ставок", — говорят в компании.
Как ранее сообщал "ДП", доля пустующих арендных площадей по стрит-ретейлу, по разным оценкам, в ближайшем будущем рискует вырасти до 10–20% из-за ситуации с коронавирусом. Это будут рекордные показатели за последние годы в Петербурге.