Временный тренд

Участники рынка апартаментов, несмотря на истерию пандемии, не теряют оптимизма

Главных поводов два — поиск новых клиентов, в частности в сегменте долгосрочной аренды, и надежда на восстановление туристического потока после кризиса. Участники рынка уверены, что все это позволит сохранить доходность на прежнем уровне.
Проблемы из–за коронавируса операторы апарт–отелей, как и весь турбизнес, начали испытывать еще в январе, когда сначала закрыли Китай, потом потихоньку начал закрываться весь мир. Так, уже в феврале загрузка отелей снизилась на 85–90%.
"В туристическом сегменте проблемы, конечно, есть. Но, во–первых, высокий сезон еще не начался, поэтому сохраняются все шансы на изменение прогнозов", — надеется Сергей Мохнарь, директор департамента ГК "ПСК".
Руководитель аналитического центра ГК ФСК в Санкт–Петербурге Юлия Голубева еще более категорична: "В целом в текущей ситуации скорость изменений такова, что делать долгосрочные прогнозы затруднительно. Тем не менее очевидно, что для действующих апарт–отелей и проектов, которые открываются для гостей в ближайший год, снижение доходности неминуемо".
Впрочем, как говорят участники рынка, инвесторы реагируют адекватно: они понимают, что обстановка сейчас нестабильна, однако в среднесрочной перспективе индустрия туризма и рабочих поездок будет восстанавливаться.

В долгий срок

Впрочем, часть управляющих компаний не стали ждать восстановления спроса, а приняли меры, в частности перешли с посуточной аренды на долгосрочную.
"В ситуации, когда вот–вот могут закрыть города и отели останутся без гостей в принципе, именно долгосрок становится главной мерой по защите интересов инвесторов. Мы начали работу по увеличению доли долгосрочных арендаторов еще в феврале. Сейчас, в случае ухудшения ситуации, мы готовы продлить срок такой аренды и на высокий сезон, снизив долю номеров для посуточной сдачи до минимума. Это позволит нам гарантировать минимальные ежемесячные выплаты, а нашим инвесторам — пережить кризис с минимальными потерями в столь непростой для гостиничной сферы период", — говорит Татьяна Колосова, директор по продажам ГК Docklands development.
"Мы тоже сейчас переориентируем комплекс апарт–отелей VALO на долгосрочный формат размещения гостей. Для этого мы увеличили количество апартаментов для аренды сроком от одного месяца и активно работаем над привлечением потоков внутреннего туризма и корпоративных клиентов в высокий сезон. Предполагается, что договоры на долгосрочную аренду будут заключаться до весны 2021–го", — говорит Константин Сторожев, генеральный директор Valo Service (УК комплекса апарт–отелей VALO).
Есть и локальные антикризисные предложения — самоизоляция. "У нас есть и специальные тарифы для тех, кто предпочитает провести время самоизоляции не дома, а в комфортабельном номере с видом на Неву, по принципу “все включено”", — рассказывает Татьяна Колосова.

Настрой на позитив

Большинство операторов рынка уверены, что все эти трудности временные. "Внутренний туризм не отменяется. Да, жителям других городов сейчас не до туристических поездок в Петербург. Но мы же не делим страну на сплошные ЗАТО, ограничения временные, и дальше все будут ездить как ездили. В принципе это касается и международного туризма", — надеется Сергей Мохнарь. Сокращение турпотока из–за коронавируса — это временное явление, тенденция нескольких месяцев. Инвесторы в основном вкладываются в строящиеся апартаменты, к моменту ввода в эксплуатацию которых ситуация точно вернется в привычное русло. Все отмененные сейчас саммиты, выставки, соревнования будут проводиться на год–два позже. "Те туристы, которые приедут к нам на Евро–21 или ПЭМФ не в этом, а в будущем году, позволят загрузить апартаменты еще больше. Особенно это актуально при ослаблении рубля. Часть инвесторов это понимает и сейчас активно вкладывает в приобретение новых активов на рынке апартаментов", — уверен Виталий Коробов, директор строительно–инвестиционного холдинга "Аквилон Инвест". Тем более надо понимать, что рынок сервисных апартаментов в принципе не бездонный. "В 2024–2025 годах он в любом случае подойдет к своему насыщению, по крайней мере в Петербурге", — подсчитал Николай Антонов, генеральный директор "МТЛ. Управление недвижимостью". В прошлом году на рынок Петербурга был выведен рекордный объем апартаментов — 11,4 тыс. юнитов. Для сравнения: в 2018 году — 3,3 тыс., в 2017–м — 5,4 тыс. По данным Knight Frank St Petersburg, в 2019 году было реализовано 5,7 тыс. апартаментов, что на 27% превысило показатель 2018 года. При этом доля сервисных апартаментов (для сдачи в аренду) в структуре продаж составила 72%. Уровень продаж в сегменте увеличился на 33%.