Винтаж и секонд–хенды после пандемии выйдут на пик популярности

К вирусу и кризису в новостной повестке многие уже, кажется, привыкли. Но чем дольше продолжается этот по меньшей мере диковинный период, тем сильнее крепнет желание вернуться к банальным, обыденным радостям: из очевидного — к покупке обновок к весенне–летнему сезону. Тут–то на сцену и выходит шопинг в винтажных магазинах и секонд–хендах — самый бюджетный способ отыскать затерявшийся индивидуальный стиль.

Индульгенция поношенного

В свежем отчете международной платформы по поиску модных товаров Lyst говорится: за прошедший год количество поисковых запросов в сегменте люксового винтажа выросло на 62%. В целом переход к включающей в себя использование б/у вещей "устойчивой моде" — той, что противостоит бесконечной ротации коллекций в масс–маркете, — один из глобальных трендов fashion–мира.
Неудивительно: из "высоких" целей — экологичность за счет осознанного потребления, из более приземленных — сравнительная дешевизна и подчеркнутая неповторимость вещей (из–за специфики точно в такой же одежде вряд ли кого–то встретишь на улице).
"Мода циклична: именно так пару лет назад к нам в гардеробы вернулись костюмы и пиджаки, популярные в 1990–е сумки–багеты и вещи с широкими плечами из 1980–х. На повторении тенденций и выигрывают винтажные магазины, ведь у старых вещей качество зачастую гораздо лучше, чем сейчас в масс–маркете. Материалы, текстуры, фасоны, сочетания — это дух прошлого, раритеты", — объясняют в Bonjour la Vintage.
Меняется и восприятие вещей "из вторых рук": "Мы сами любим ходить по секондам и искать интересные вещи — это что–то вроде нашего хобби. Мы абсолютно не чураемся носить вещи из секонд–хендов, они составляют большую часть нашего повседневного гардероба. Это желание сделать моду доступной и экологичной", — говорит Мария Емельянова, одна из владелиц винтажного магазина "Синяя шуба".
"Думаю, именно сейчас вернется мода на секонд–хенды. В том числе потому, что это будет актуально и в регионах — зачастую здесь выбор одежды и онлайн–шоурумов меньше, но многим точно так же хочется выглядеть модно", — прогнозирует Анастасия Суханова–Штин, создательница винтажного онлайн–магазина Second Jacket.

От Европы до "Уделки"

Где берутся вещи, которые впоследствии гордо зовутся "винтажем" или прагматично — "секонд–хендом"? Пожалуй, первый ответ, который приходит в голову, — их привозят из Европы.
"За новыми вещами мы каждый месяц отправлялись в Финляндию или Эстонию — там выбор намного больше. Мы приезжали утром, обходили несколько секонд–хендов в поисках вещей и уезжали вечером того же дня", — говорит Мария Емельянова.
Но даже с закрытыми границами и, что очевидно, после завершения периода самоизоляции винтажным лавкам и секондам будет где обновить ассортимент: большинство магазинов закупаются на Удельном рынке.
"Мы начинали так: просто поехали на “Уделку” и купили 70 вещей на 15 тыс. рублей. За похожую сумму здесь можно найти красивую одежду, но нужно понимать, что, скорее всего, она не будет сделана в США или Италии. Перепродается такая одежда за 500–800 рублей, но большая наценка оправданна: выбрать из вороха старого тряпья действительно привлекательную вещь — это сложно", — объясняет Александр Рыбалко, бывший совладелец винтажного магазина "Малахит".
Еще один способ — поиск стоящих вещей по обычно не самым эстетичным фотографиям от пользователей "Авито". Такой вариант, правда, нравится не всем.
"Да, там очень много хорошего, но и времени на поиски уходит достаточно: приходится постоянно отправляться в разные уголки города. И порой приезжаешь, а вещь выглядит ну совершенно не так, как на фотографии", — рассказывают в Bonjour la Vintage.
Другой метод работы, который освоили одиночные секонд–хенды, — это система периодических предзаказов: "Поиск бывает подготовленной и методичной процедурой, перед которой проводится опрос в “Инстаграме”. Также мы ориентируемся на самые продаваемые товары, хотя бывают и спонтанные покупки", — делятся подходом в karavan.

Смотреть можно, трогать — позже

Единого мнения о том, где лучше продавать "бывшее в употреблении", нет. Кто–то настаивает на первостепенном онлайне и, как следствие, отсутствии арендной платы (что сейчас особенно актуально). Другие же делают ставку на шоурумы.
"Большинство наших продаж происходило на мероприятиях — ярмарках, маркетах. Но из этого нельзя сделать один вывод на всех: мы знакомились и встречались с конкурентами, и у многих основной канал продаж — именно интернет. Владельцы, бывает, получают от такого проекта зарплату в 2 раза выше, чем в среднем по Петербургу", — рассказывает Александр Рыбалко из "Малахита". И добавляет, что и им предлагали выйти в онлайн — продавать вещи на eBay. Тогда непосильными для молодого магазина оказались необходимые объемы — от 400 позиций в месяц.
Вот почему основным методом продвижения все чаще становится Instagram, в котором винтажные магазины и секонды находят свою особенность. Например, в EVERSALE почти каждый день устраивают онлайн–аукционы: назначают на вещь стартовую цену 50–100 рублей и через день отдают ее человеку с самой большой ставкой. А в HIP–HOP SHOP берут контентом: для каждой вещи создают коллаж и забавный текст. Итог чуть ли не каждого поста — одежда, разлетающаяся за минуты. Некоторые благодаря онлайну даже начинают перепрофилироваться: "Число подписчиков в “Инстаграме” увеличивалось, и мы решили уйти в формат комиссионного магазина. Это минимизировало наши затраты на закупку вещей, а к винтажу добавились более современные модели. Люди вновь привыкают к забытому слову “комиссионка”. Помимо известных каналов продаж своих вещей у них появляется новая площадка для продаж", — рассказывают в магазине "Сандали тети Вали".
От роскоши с историей до простых недорогих моделей, от всепоглощающего онлайна до камерной лавки — сейчас в Петербурге винтаж и секонды, похоже, покрывают любую аудиторию. И если раньше вещи "из вторых рук" воспринимались потребителями как вынужденная мера, то сейчас это скорее охота–игра, главное правило которой — найти недорогую, но уникальную вещь.
За последний год секондов и винтажных лавок стало очень много. И будет еще больше — в связи с экономической ситуацией, полагаем. К тому же людям приелся масс–маркет — хочется индивидуальности. У нас основные вложения ушли в качественные вещи и помещение с историей, лепниной и огромными окнами. Для нас офлайн принципиален. Мы категорически отрицаем онлайн–продажи даже в сложившейся ситуации. Никаким онлайном не передать дорогое мерцание шелка и ручную обработку петельки. Онлайн — это почти всегда аттракцион личного покупательского тщеславия. Людям нравится укладка вещей в корзину, мгновенный выбор, легкость оплаты, а после наступает "потребительское похмелье". Эта вещь не села, тут с размером не угадали, тут фотография была лучше, а вот здесь: это я вообще заказал?! Да, онлайн–продажи — отличный бизнес и сильнейшая манипуляция, но никак не осознанность. Мы маленькие, но гордые и принципиальные.
Елена и Денис Вертий
Владельцы секонд–хенда "Шляпа"
Войти в этот бизнес несложно — сложно в нем удержаться. Основная площадка для покупки — американский eBay. Но из–за курса доллара украшения становятся все дороже, что чувствуют и мои покупательницы. Я не скрываю, что перепродаю украшения, но при этом беру на себя определенные риски: получить сломанное изделие или совсем не то, что заявлено в объявлении, не дождаться утерянной посылки. Кроме того, просмотр объявлений, поиски украшений, участие в аукционах (а они все из–за разницы во времени проходят ночью) отнимают силы. Сложно сказать, компенсируется ли это выручкой. Смотря чего вы ожидаете от этого дела и каковы ваши аппетиты. Одно могу сказать точно: постоянного дохода не ждите, его не будет. Для меня же мой магазин — не бизнес, а занятие для души. Все ради удовольствия и общения с интересными людьми!
Вероника Кулагина
Владелица магазина винтажной бижутерии "Брошь"