Хлеба и зрелищ: насколько самоизоляция интеллигентна?

Автор фото: vostock-photo

Требование «хлеба и зрелищ» для самоизолированных сегодня актуально не меньше, чем когда-то для древних римлян. С одной оговоркой. С шумных площадей и общественных мест зрелища ушли в интернет, где оказались в условиях жесткой конкуренции. И пока одни онлайн сервисы находятся на пике популярности, другие рискуют раствориться в информационном потоке глобальной сети.

Смотреть кино или спектакли, слушать любимых музыкальных исполнителей, прогуливаться по картинной галерее, знакомиться с реставрационными работами в музеях, проходить мастер-классы в различных отраслях, изучать языки, осваивать навыки рисования или погрузиться в чтение книг — выбор у сегодняшнего пользователя сети нереально велик.
Только в сервисе «ЛитРес» насчитывается 1 млн электронных книг на русском и иностранном языках. Рост интереса к электронным изданиям начался еще в марте, до официального введения режима изоляции.
«В период с 17 по 23 марта читатели скачали на 142% больше бесплатных книг, чем неделей ранее, а количество проданных экземпляров произведений выросло на 15% по сравнению со второй неделей февраля, - рассказал генеральный директор группы компаний «ЛитРес» Сергей Анурьев. - Значительный рост демонстрирует и крупнейший книжный сервис по подписке MyBook. Кроме того, читатели активно пользуются онлайн-услугами библиотек, посещение которых закрыто в период карантина. Так, с 17 по 23 марта количество выданных книг читателям в проекте «ЛитРес: Библиотека» увеличилось на 12% в сравнении с предыдущей неделей».
Положительную динамику, как с точки зрения посещаемости ресурса, так и сточки зрения длительности чтения электронных книг отметил и Никита Аверин, СКО компании «Литмаркет». Одновременно он обратил внимание, что показатели могли бы быть еще выше, если бы большая часть трафика не перетекала на пиратские сайты.
Значительный прирост аудитории литературных онлайн маркетов, безусловно спровоцировали многочисленные акции, связанные с призывом оставаться дома и предоставившие пользователям бесплатный доступ к десяткам тысяч произведений.
«Акция очень понравилась не только читателям, но и авторам, - подчеркнул Никита Аверин. - Сейчас мы планируем повторить акцию. Параллельно думаем над новыми событиями. Например, совсем скоро на нашем портале появится абсолютно новый роман, написанный в соавторстве Сергеем Лукьяненко и Ником Перумовым. Необычность этого произведения заключается в том, что для каждого читателя в процессе чтения книги будет генерироваться персональная концовка романа».
Самоизоляция стала также стимулом для многих открыть тот самый «долгий ящик», куда месяцами откладывались планы по изучению иностранных языков. Резкое увеличение спроса на тренажеры Puzzle English констатирует генеральный директор компании Иван Штанько. «Мы работаем в сегменте ru-eng по всему миру, и с начала марта ежедневное количество регистраций на платформе и в приложениях увеличилось в среднем на 30%, а в последнюю неделю месяца на 35% по сравнению со среднемесячными показателями этого сезона. За последние две недели мы наблюдаем очень солидный приток новой аудитории – более 10 тыс. регистраций в день. Наши финансовые показатели также растут. Несмотря на нестабильную экономическую ситуацию в мире и России, выручка Puzzle English выросла по сравнению с мартом 2019 года более чем на 25%. В результате увеличившегося числа положительных откликов, пользователи стали чаще покупать премиум-подписку».
В карантинные дни неизбежно возросло время пребывания людей во всех социальных сетях. Увеличилось количество обсуждений и комментариев, шуток и выступлений, в том числе представителей шоу-бизнеса на своих страницах. Но в основном на одну и ту же тему — коронавирусной инфекции. О том, что пока людям сложно сконцентрироваться на чем-то другом, говорит и петербургский музыкант, один из основателей группы «Billy’s Band» Билли Новик. Поэтому, по его словам, все онлайн концерты проходят в основном на добровольческих началах и энтузиазме. «Реальных возможностей монетизировать концерты шоу-бизнес еще не нащупал. Если ситуация с невозможностью посещать массовые мероприятия затянется, возможно, со временем возникнет реальный запрос общества на подобные онлайн-концерты. В определенный момент это станет интересно и для крупных спонсоров, таких как сотовые операторы, тогда можно будет говорить о гонорарах для серьезных артистов».
Переводить театральные постановки в режим онлайн также не особенно продуктивно. В этом уверен режиссер, основатель Pop-up театра Семен Александровский. «Для сети нужно создавать новые спектакли с учетом этого вида коммуникации, и мы над этим работаем. Планируем выпустить такой спектакль в середине июня. Недавно мы опубликовали одну из новых записей в сети. Это спектакль, созданный в Финляндии и единожды показанный в России. Мы не делали на это особой ставки, но эта публикация добавила подписчиков нашему YouTube каналу», - добавил эксперт.
Не всем участникам рынка было просто переориентироваться на предоставление услуг в онлайн формате. Многие профессионалы, среди которых музейные работники и преподаватели, - старше среднего возраста. «Более недели ушло на обучение, проработку нюансов и специфики работы в режиме онлайн, - поделились с «ДП» в художественной студии «Петербургская палитра». - На сегодняшний день мы предлагаем нашим ученикам видеозаписи уроков , а также онлайн трансляции. Детская и подростковая аудитория откликнулись сразу и уже интенсивно работают по новой схеме. Взрослая аудитория пока пассивна, хотя занятия предусмотрены для разных возрастов и интересов. Для нас изначально были в приоритете ученики , которые уже занимаются в «Петербургской палитре». Но теперь на наши онлайн уроки стали записываться ребята, ранее не посещавшие студию. Все видео и онлайн трансляции набирают одинаковую оценку у аудитории. Почти для всех это новый формат обучения, поэтому мы даем возможность бесплатно участвовать в первых, пробных занятиях. По опыту проведенных уроков, все участники, без исключения, планируют продолжать онлайн занятия».
Ожидаемо, что онлайн кинотеатры оказались самыми востребованными сервисами в период самоизоляции. «Колоссальный рост всех показателей мы наблюдаем с середины марта, - отметила руководитель PR направления b2b онлайн-кинотеатра ivi Екатерина Годунова. - Причем растет как объем пользователей, так и глубина просмотров. За последние две недели для дневного времени будних дней характерен такой же трафик, как на выходных. Прошлые же суббота и воскресенье побили показатели новогодних просмотров, что само по себе историческая редкость».
Что же интересует сегодняшнего пользователя глобальной сети, какого вида «зрелища» он предпочитает? Гости онлайн кинотеатров не упускают возможности посмотреть долгожданные цифровые премьеры сразу после кинопроката, а часто и вместо него. По словам Екатерина Годуновой, на ivi сейчас особенно популярны горячие новинки голливудских студий, среди которых фильмы «Человек-невидимка» от Universal Pictures и «Бладшот» от Columbia Pictures и Sony Pictures, а также мультфильм «Тролли».
Любовь к «котикам» не покидает людей на карантине, поэтому ролик «Пушистые стражи Эрмитажа. В гостях у эрмитажных котов», выложенный на YouTube канале Государственного Эрмитажа, только за первые 22 часа набрал более 16 тыс. просмотров. Популярностью пользуются и полноценные тематические экскурсии по музею. Например, с момента премьеры 2 апреля видео «Парадный костюм российских императоров» собрало более 55 тыс. просмотров.
Неожиданно наряду с произведениями Сергея Лукьяненко, Анджея Сапковского и Гэри Джона Бишопа в электронном сервисе «ЛитРес» оказалась востребована «Анна Каренина» Льва Толстого. «Мы также видим рост продаж в категории «Популярно о медицине», говорит Сергей Анурьев. - За последние 1,5 месяца в сравнении с тем же периодом предыдущего года количество проданных экземляров выросло на 154%».