Почему рубль укрепляется вопреки ситуации на нефтегазовых рынках

Автор фото: Сергей Коньков

Цены на нефть упали драматично, иногда до отрицательных значений — из–за колоссального переизбытка нефти на рынке. Арабы из–за испорченных отношений устроили настоящую ценовую войну на наших традиционных рынках — в Европе и Азии. В итоге России пришлось взять на себя самые крупные в мире обязательства по сокращению добычи нефти.

Новая сделка ОПЕК+ никак не в нашу пользу. Кажется, что после таких новостей наш нефтегазовый рубль должен был катастрофически упасть. Но этого не происходит. Более того, после пика в середине марта (в связи со срывом нефтяной сделки) рубль укрепился и с середины апреля стабилен. Почему?
Потому что ЦБ достаточно жестко его держит. Только прямые продажи валюты с 10 марта составили $5,5 млрд. А еще ведь ЦБ активно проводит внебиржевые операции по предоставлению в разной форме валютной ликвидности банкам… Что ждать от рубля в дальнейшем? 24 апреля первым из российских официальных органов Центробанк опубликовал свой прогноз на 2020 год. Но кроме смелости банк в этом прогнозе похвалить в общем–то не за что. Еще в начале февраля он прогнозировал рост ВВП на 1,5–2% при цене нефти $55. Теперь, спустя 2 месяца, все переменилось до наоборот — спад (вместо роста) ВВП на 4–6% при нефти вдвое дешевле ($27).
Прогнозов по курсу рубля или своей ключевой ставке ЦБ не дал. Но вполне можно оценить политику, которую он собирается проводить. В 2020 году ЦБ ожидает сокращения валютных резервов страны на $47 млрд (вместо их роста на $38 млрд по прошлому прогнозу). В 2021 году сокращение продолжится: –$20 млрд (вместо +$25 млрд). Это не означает, что банк продаст на рынке $67 млрд за 2 года. Трата резервов с такой скоростью отчасти отражает прежде всего колоссальные потери от дедолларизации резервов, произведенной за последние 2 года. Ведь доллар растет (и будет расти), а остальные резервные валюты падают (и будут падать). Но в значительной части это все–таки прямая продажа валюты на внутреннем рынке.
ЦБ недвусмысленно дает понять, что поддержит рубль. И Набиуллина однозначно говорит: "нет девальвационных рисков". И, вполне вероятно, так и будет. Рубль при таких интервенциях вряд ли будет падать. Скорее всего, можно ожидать его закрепления в диапазоне 70–75 за доллар — что бы ни происходило на рынке нефти. Возможности у ЦБ для этого есть. И желание продемонстрировано со всей очевидностью.
Но только разумна ли такая политика? Кому выгодно удержание курса рубля? Прежде всего спекулянтам–нерезидентам, которые смогут конвертировать и выводить свои капиталы из России с меньшими валютными потерями. Второй бенефициар — иностранные поставщики. Их конкурентные позиции сильно ослабли бы при существенной девальвации рубля, но этого не будет. Обратная сторона выигрыша иностранных торговых партнеров — более дешевый импорт и некоторое сдерживание инфляции внутри страны. Хотя не инфляция сейчас наша главная проблема… В–третьих, россияне, которые конвертируют свои доходы в валюту для поездок за границу. Богатый средний класс. Но его выигрыш будет крайне мал из–за ограничений (и самоограничений) на такие поездки, которые могут растянуться и на год–два вперед. Так что конвертировать рубли в евро им необходимости не будет.
В нынешней ситуации разумно было бы дать рублю упасть, а не держать его вопреки трендам, нарушая тем самым процессы рыночного саморегулирования. Ведь при его падении более дорогой импорт сократился бы, это улучшило бы торговый баланс, сократило бы отток валюты и поддержало бы рубль. Рынок сам нашел бы новое равновесие. Теперь этого не будет… Рынок искусственно "держится" нашим Центробанком в точке неравновесия с постоянной тратой валютных резервов. Как ни парадоксально, но давно известно, что в валютной войне всегда выигрывает более слабая валюта. ЦБ своей поддержкой рубля обрекает российскую экономику на поражение в этой битве.
Автор — экономист Алексей Михайлов