Лакмусовая бумажка кризиса: как коронавирус ударил по страховщикам

Автор фото: Ковалев Петр

Коронакризис пока не сильно ударил по бизнесу страховых компаний, хотя они готовы к снижению рынка до 20% по отдельным сегментам.

В любые кризисы страховщики в авангарде, тем более сейчас, когда массированная популяризация вопросов о здоровье подстёгивает продажи страховых полисов. Даже работодатели, вынужденно сокращающие зарплаты персоналу, сохраняют траты на коллективные ДМС, чтобы хоть как-то мотивировать своих сотрудников. Уже осенью рынок восстановится, убеждённость в этом выразили представители страхового бизнеса в рамках круглого стола "Рынок страхования — новые взлёты и падения", проведённого "Деловым Петербургом" в онлайн-режиме.
"Для страхового рынка последствия экономического спада ещё впереди, потому что прошёл только первый месяц ограничений, сегодня чувствуется сокращение страховых премий на 10–15% по сравнению с апрелем прошлого года", — высказал ощущения в отрасли Алексей Кузнецов, генеральный директор ООО "СК "Капитал-полис". По его словам, прекратившие работу предприятия вынуждены сокращать расходы, что неизбежно скажется и на оплате страховок. "Про коронавирус к лету мы все забудем, но то, что у людей в карманах нет денег, мы ощутим в течение и III квартала, позитив вернётся к октябрю — декабрю, когда рынки начнут восстанавливаться", — подчеркнул Алексей Кузнецов.
"Мы видим осторожность у новых клиентов, на данном этапе они откладывают решения о страховании, тогда как действующие клиенты полисы пролонгируют, поэтому сокращение премий мы оцениваем менее чем на 10%, — сказала Ольга Короткова, директор по продажам, член правления САО "Медэкспресс". — Из-за ограничительных мер есть снижение обращаемости за плановой медпомощью, которая и так не оказывается, но сразу после их снятия мы прогнозируем всплеск обращений и к медикам, и к страховым компаниям".
"Итоги кризиса проявятся через 3–4 месяца, но все договоры сейчас пролонгируются, появляется новый бизнес, никакой катастрофы нет, — отметил Дмитрий Куксинский, член президиума Союза страховщиков Петербурга и Северо-Запада, заместитель директора по корпоративному страхованию СК "Югория" в Петербурге. — Предприниматели не собираются сокращать расходы на защиту своих интересов, физлица могут сократить страхование имущества по объективным причинам".

Новый подвид

Нынешняя ситуация вряд ли даст импульс к развитию новых направлений страхового бизнеса. Так, участники круглого стола скептически отнеслись к страховкам от коронавируса, назвав их пиаром и хайпом. Во-первых, не совсем ясно, какие конкретно риски эти полисы страхуют, во-вторых, лучше работать на длительную перспективу. Страхование работает тогда, когда много застрахованных, в противном случае риски возникают уже для самого страховщика. "Это не наш стиль, чтобы изобретать какие-то виды страхования для пиара", — говорит Алексей Кузнецов.
"Менталитет такой, что о страховании начинают задумываться только тогда, когда что-то произойдёт, но сейчас отрасль в риске, и, когда он пройдёт, мы готовы всё просчитать и предложить тариф на новый продукт, покрывающий подобные риски", — рассуждает Владимир Храбрых, директор филиала СПАО "Ингосстрах" в Петербурге.
"Страхование от несчастных случаев — простой и давно работающий вид страховки, задумываться о нём, к сожалению, люди стали только сейчас", — добавила Ольга Короткова.

Эра цифры

Сложной, но возможной оказалась работа для страховщиков в дистанционном режиме. Это позволит им снизить расходы, а в среднесрочной перспективе — пересмотреть ценообразование для клиентов. "Коронавирус подтолкнул нас к идеям экономить за счёт удалённой работы и современных цифровых технологий", — сообщил Алексей Кузнецов. "Все продажи переходят в онлайн, за исключением сложных корпоративных продуктов", — отмечает Владимир Храбрых.
По его словам, компания перешла в онлайн безболезненно, люди готовы работать вне офиса. "Онлайн значительно сокращает расстояние между компанией и клиентом, это отразится на снижении наших расходов и в итоге — на стоимости полиса", — рассказал он.
Всероссийский дистанционный режим показал страховщикам, что продавать полисы можно онлайн. Впрочем, с небольшими оговорками: те виды, в которых необходим осмотр имущества, пока сохранят свой офлайн-режим. "Чем больше будет возможности продавать страховки онлайн, тем будет лучше для клиентов и страховой отрасли", — считает Алексей Кузнецов. "Все продажи переходят в онлайн, за исключением каких-то сложных продуктов наподобие авиа или космоса", — отметил Владимир Храбрых. "Перевести продажи в онлайн никаких проблем нет, у нас такая возможность есть, но появится ли у 100% страхователей такая потребность, я сомневаюсь, — уточнил Дмитрий Куксинский. — Нужна серьёзная информационная работа в целом о необходимости страховой защиты, ведь в тех же посёлках и деревнях сперва надо договориться о страховке, и только уже потом предлагать пролонгировать её онлайн".

ДМС как альтернатива зарплате

Полисы добровольного медицинского страхования (ДМС) сегодня стали лакмусовой бумажкой лояльности работодателя и работника друг к другу. Страховщики отмечают, что из-за специфичности рынка (в основном это корпоративный сегмент) никаких изменений на нём не происходит. "Всё пройдёт, и это тоже, не надо принимать поспешных решений по отказу от страховок: если и приходится сокращать зарплату, ДМС лучше оставить, потому что так гораздо дешевле и эффективнее", — посоветовал Алексей Кузнецов. "ДМС — это недорогой продукт, который поддерживает сотрудников, и отказываться от него не надо", — согласился Владимир Храбрых. "ДМС поддерживает трудовой коллектив, и те, кто давно его использует, от него не отказываются", — резюмировала Ольга Короткова.
Полную видеозапись круглого стола можно посмотреть здесь.