Открой личико. "Вышивки" Маржан Сатрапи

Автор фото: Ковалев Петр
В Тегеране после обеда мужчины отправляются отдыхать, а женщины принимаются убирать со стола. Затем барышни по особенной неторопливой технологии заваривают себе чай и в тесном кругу предаются любимому занятию — разговорам. Этому послеобеденному закулисью посвящен комикс Маржан Сатрапи "Вышивки".
Маржан Сатрапи стала всемирно известной художницей комиксов после выхода графического романа "Персеполис" — автобиографии иранской девушки в период конца 1970–х — начала 1990–х: Исламской революции, Ирано–иракской войны и просто своего взросления, которое ею переживается не менее остро, чем революция. В обстановке, когда почти все близкие — кто убит, кто в тюрьме, родители отправляют Маржан в Европу, где она стыдливо и безуспешно пытается задавить собственную идентичность. С ощущением краха она возвращается в Иран, но там уже совсем другая страна, и "повяжи пониже платок, девочка", и даже бегать не смей, чтобы развевающаяся роба не ввела кого в искушение.
Тех же тегеранских персонажей и родственниц Маржан Сатрапи мы находим и в "Вышивках". Несколько поколений женщин собираются за чаем, и у них нет ни секретов друг перед другом, ни стеснительных замалчиваний неудобных тем. Напротив, их разговоры крутятся в основном вокруг мужей, постели, разводов, маленьких женских хитростей и курьезных признаний.
Комикс "Вышивки" соткан из деталей, иллюстрирующих зависимую позицию женщин Востока: одна из них, будучи отданной родителями в 13 лет замуж за мужчину на 56 лет старше, сбежала от него в первую брачную ночь, отпросившись в туалет. Несколько лет она дожидалась смерти престарелого супруга, после чего смогла стать относительно свободной женщиной. Второй даме удалось выйти замуж по любви, но муж выкрал ее приданое и скрылся после свадьбы. Кулуарные разговоры о девственности как о главной женской ценности в шариатской культуре, о пластических операциях на носу и груди и других не всегда очевидных способах казаться более привлекательными в глазах мужчин (например, бабушка говорит: "Я всегда была такая же лупоглазая, как ты. И по молодости перед вечеринками я принимала немножко опиума. Веки становились тяжелее, а взгляд — соблазнительнее") могли бы звучать в этом комиксе тревожно, но, напротив, в них уже нет присущей "Персеполису" запуганности. Времена меняются, и на последних страницах они одним лишь вскидыванием брови могут отослать мужчину, посмевшему вмешаться в их приватный разговор, обратно спать.
Маржан Сатрапи уже многие годы живет во Франции и пишет на французском языке, но все ее комиксы посвящены воспоминаниям о Тегеране. Родовая память — одна из основ идентичности, но традиции не отлиты в камне, от них можно взять только лучшее и не бояться бороться с худшим. И даже проговаривание проблем вслух — пусть и мелочь, но тоже один из способов попытаться изменить мир.
К женской теме, безусловно важной для Маржан Сатрапи, художница обращается не только в автобиографических комиксах. Скоро на экраны должен выйти ее фильм "Опасный элемент" — байопик о Марии Кюри, первой в истории женщине — лауреате Нобелевской премии.