Депутаты не успели спасти бизнес

Автор фото: Сергей Коньков
Здание Мариинского дворца.

Ключевая инициатива из второго пакета антикризисных мер Смольного повторяет предложения, внесенные в течение апреля в Законодательное собрание депутатами разных фракций. Однако их законопроекты утонули в парламентской бюрократии, и роль спасателя бизнеса пока безраздельно остается за губернатором.

Пресс-служба Смольного накануне анонсировала второй пакет мер по поддержке экономики Петербурга. Ключевой мерой можно считать льготу по налогу на имущество для владельцев коммерческой недвижимости площадью не менее 1 тыс. м2, предоставивших скидки своим арендаторам. Соответствующий законопроект пока не опубликован. В сообщении пресс-службы указывается, что льгота по налогу составит 50%.
Начиная с 15 апреля в Законодательное собрание Петербурга поступило четыре законопроекта, содержащих аналогичное предложение. Их внесли: фракция "Справедливая Россия", "единороссы" Алексей Макаров и Денис Четырбок, беспартийный Михаил Амосов (до сих пор числится в составе фракции "Яблоко", хотя покинул партию), а также члены "Партии роста" Оксана Дмитриева и Сергей Трохманенко.
Вероятным примером для них могла стать Ленинградская область, в которой такой закон приняли еще 10 апреля. В нем говорится, что арендодатели, снизившие арендные ставки не менее, чем на 50%, могут компенсировать недополученные доходы снижением выплат по налогу на имущество в ближайшие четыре года.
Законопроекты петербургских депутатов сходны по сути, но отличаются в деталях. Например, "Партия Роста" предлагает для тех, кто не отменит арендную плату бизнесу на период вынужденного простоя, поднять ставку налога на имущество до 2% от кадастровой стоимости недвижимости (сейчас она составляет 1,25%). А тем, кто пойдет на это — сократить до 0,25%. Все остальные предлагают снижение налога на размер недополученной прибыли.
"Единороссы" в качестве условия получения льготы ставят среднюю зарплату на предприятиях не ниже МРОТ. У них, а также у "справедливороссов", льгота предоставляется только в 2020 году. Михаил Амосов предлагает растянуть ее на четыре года, пока арендодатели не "отобьют" расходы. В законопроекте "Партии Роста" речь идет о 2020 и 2021 годах.
К депутатским инициативам, направленным на поддержку бизнеса, можно отнести и еще один законопроект Алексея Макарова, который предполагает продление рассрочки при выкупе малым и средним бизнесом госсобственности с пяти до семи лет.
Фактическое рассмотрение всех этих инициатив даже не начиналось. Во-первых, на них должно быть получено заключение губернатора, так как инициативы связаны с сокращением доходов бюджета. На это по регламенту отводится 20 дней. У одного из законопроектов этот срок истек, но заключения в базе ЗакСа нет. Во-вторых, все инициативы обычно проходят стадию предварительного обсуждения на профильных комиссиях и комитетах ЗакСа. В случае с налоговыми льготами это Бюджетно-финансовый комитет (БФК).
"Мы над этими законопроектами думаем, прорабатываем эти механизмы совместно с коллегами из правительства Санкт-Петербурга, и, с учетом их мнения будем те или иные решения принимать, — рассказывал накануне dp.ru зампред БФК Александр Тетердинко. — Есть и плюсы, есть и минусы у каждого законопроекта, и здесь надо, что называется, семь раз отмерить, один раз отрезать с учетом бюджетных возможностей города".
Однако норму о предварительном рассмотрении можно и обойти, если на пленарном заседании внести законопроект "с голоса", и большинство депутатов проголосуют за его рассмотрение.
Последний раз так происходило 8 апреля, когда на обсуждение депутатов вносился губернаторский законопроект о введении штрафов за нарушение предписаний Смольного. Правда, днем ранее его все же предварительно утверждал Комитет по законодательству. Но, в любом случае, все антикризисные инициативы Смольного избежали вышеописанной парламентской бюрократии и были приняты с беспрецедентной скоростью: три закона прошли путь от внесения в ЗакС до подписания губернатором за два дня. Комиссии их предварительно рассматривали в ходе специально собранных внеочередных заседаний.
"С моей точки зрения, политический компонент там есть, разумеется, но он не играет решающей роли, — считает политолог Дмитрий Гавра. — Вполне понятно, что, когда подобного рода законопроект (о льготах для арендодателей — ред.) будет внесен губернатором, то у него будет больше шансов получить поддержку".