Будет конфликт всех со всеми: парадокс дистанционного образования

Автор фото: Архив "ДП"
Сможет ли дистанционное образование по качеству приблизиться к образованию очному? Это зависит от того, что мы понимаем под высшим образованием. Если усвоение некоторого объема информации и получение навыков, которые передаются онлайн, то да, возможно. Но если высшее образование — это интеллектуальный рост, погружение в культуру, которой несколько сотен лет, конкурентный стресс, формирование дружеских сетей на всю жизнь, социализация в определенной среде, то есть воспитание людей, которые потом займут ключевые позиции в обществе, то нет, невозможно.
Обучение онлайн не включает эмоции и не предполагает самоотдачи, теряется некоторая важнейшая часть усвоения знания, "впитывание". У меня, наверное, сказывается специфическая деформация. Я учился в аспирантуре 4 года в Кембридже и защищал там диссертацию. Первую книгу писал в Оксфорде. Сопоставить нахождение в этой среде и дистанционный кембриджский курс никому в голову не придет.
Должны ли профессора более престижных вузов заменять в онлайн–режиме аудиторных преподавателей менее престижных вузов? Это вопрос меры и метода. Какую–то часть занятий, безусловно, можно и нужно заменять на лекции звезд, но оставляя возможность живого обсуждения, разбора деталей с участием местных преподавателей. А что может подвигнуть профессоров одного вуза добровольно отдать свои аудиторные часы и программы другим вузам? Это труднейший управленческий вопрос, и если сейчас по инициативе некоторых замечательных вузов будет попытка выдавить преподавателей региональных вузов, то это разрушит местные образовательные системы, которые не обязательно плохие.
Согласно опросу, который провел социолог Дмитрий Рогозин и его команда, 67% преподавателей российских вузов говорят, что онлайн–формат не удобен ни для них, ни для студентов. 87% за очное образование. Есть все же скромная доля тех, кто приемлет дистанционное образование, но это не молодые и продвинутые, а те, кто вообще любит работать дома. И я согласен с суждением Рогозина, что, если начать навязывать поголовный переход на дистант силами каких угодно передовых вузов, то будет конфликт всех со всеми.