В Петербурге в условиях пандемии сменились игроки на рынке велопроката

Автор фото: Сергей Коньков

Рынок велопроката Петербурга вновь претерпевает радикальные изменения. На место "Велогорода" приходит Smart Bike, а конкуренцию ему составит кикшеринг Molnia. Это не первая попытка передела сегмента. Пандемия отражается на нем по–разному. С одной стороны, спрос на велосипеды (как личные, так и шеринговые) растет. С другой — Смольный вынужден урезать расходы на расширение велоинфраструктуры.

Городской велопрокат "Велогород", несмотря на дополнительное финансирование Смольного, уходит из Петербурга и распродает оборудование. С 2014 года комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) выделил "Велогороду" более 130 млн рублей. Однако уже в 2020–м бюджет не предполагал финансирования велопроката. В комитете "ДП" объяснили, что это связано с невысокой эффективностью работы предприятия.
"Субсидия не выдавалась в связи с низкими показателями. Например, в 2019 году было всего 20 велостанций, тогда как в 2018–м — 56, в 2017–м — 96", — сказали в ведомстве.
На место "Велогорода" как главного прокатчика велосипедов в Петербурге претендовал китайский гигант Mobike, планировавший поставить еще в прошлом году 50 тыс. велосипедов для шеринга без станций. Чиновники предложили начать с 5 тыс., но китайские партнеры почему–то вообще не решились зайти на этот рынок.
Еще одним претендентом на создание новой сети стал ВТБ. Примерно год назад он вел переговоры с городским правительством. ВТБ планировал вложить более 60 млн рублей в покупку оборудования и велосипедов европейского производства стоимостью около 1,7 тыс. евро за штуку. Речь шла о создании сети на 2500 велосипедов, которая бы функционировала по образцу московского городского проката "Велобайк".
Сейчас в КРТИ говорят, что переговоры с ВТБ к конкретным решениям не привели.
Впрочем, в самом банке надежд воплотить этот проект в жизнь не оставили, правда, не без участия городских властей. "ВТБ заинтересован в региональном развитии проекта “Велобайк”. В этом году планируется его запуск в Мурманске и Нижнем Новгороде. Когда власти Санкт–Петербурга примут решение по запуску проекта в городе, мы, безусловно, рассмотрим возможность участия в нем", — рассказали в пресс–службе ВТБ.
Отметим, что в Москве на "Велобайк" в течение 2019–2021 годов планируется потратить 743,1 млн рублей из столичной казны.

Хотим не денег, а внимания

В этом году о своих намерениях занять нишу главного велопроката в Петербурге заявил проект Smart Bike компании "Смарт Групп", которая уже готова предоставить для шеринга 514 велосипедов. Принципиальное отличие от предыдущих операторов велопроката в городе — абсолютно коммерческий подход без претензий на софинансирование со стороны КРТИ.
"Мы запускаемся только за свой счет. Единственное, чего на старте хотим от администрации Санкт–Петербурга, — это публичная поддержка нашего проекта", — сказал генеральный директор "Смарт Групп" Руслан Каврюков.
По его словам, все велосипеды были куплены у китайского производителя. Однако их модификация и дизайн уникальны и создавались компанией специально для Петербурга. Стоимость каждого составляет более 20 тыс. рублей. К лету парк Smart Bike увеличится еще на 500 велосипедов, а довести его в этом году хотят до 1 тыс. единиц, в следующем — и вовсе до 3 тыс. Руслан Каврюков отметил, что компания постаралась учесть особенности российского рынка велошеринга, который часто страдает от вандализма. Поэтому каждый велосипед оборудован не только GPS / GSM–трекерами, но и вибродатчиками. Если технику начинают ломать, то на место оперативно прибудут сотрудники частного охранного предприятия. А если кто–то захочет украсть велосипед Smart Bike, то, во–первых, служба безопасности компании "Смарт Групп" и сотрудники МВД по координатам определят местоположение велосипеда, а во–вторых, из–за уникального дизайна и своей специфики велосипед абсолютно неликвиден на черном рынке.
Программное обеспечение для прокатной сети было разработано с нуля петербургскими программистами. На него потрачено несколько миллионов рублей, отметил гендиректор "Смарт Групп". В перспективе — реализовать возможность пользоваться сервисом Smart Bike без установки отдельного приложения, а при помощи, например, банковских мобильных систем.
Стоимость проката составит 49,8 рубля за первые 30 минут и по 3 рубля за каждую последующую минуту. Предусмотрен также сезонный абонемент, который обойдется в 3500 рублей. За эти деньги клиент может бесплатно использовать велосипед в течение получаса весь сезон проката.
"К сожалению, в наши планы вторглась эпидемия. Но мы готовы запустить шеринг уже на следующей неделе. Разрешение на работу нам, согласно текущим постановлениям, не нужно. Но все меняется постоянно, и поэтому поддержка администрации города, особенно в текущих обстоятельствах, очень важна", — сказал Руслан Каврюков.
В КРТИ пояснили, что санкционировать запуск Smart Bike, вероятно, будет необходимо в администрациях конкретных районов Петербурга. В ведомстве также заявили, что приветствуют проект, так как компания не нуждается в бюджетной поддержке.

Не велосипедом единым

Между тем в апреле в Петербурге запущен и первый региональный кикшеринг Molnia. Пока сервис краткосрочной аренды электросамокатов работает в нескольких районах города — Центральном, Адмиралтейском, на Петроградской стороне, в районе Крестовского острова и Парка 300–летия. В планах на ближайшее время — запустить сервис во всех районах.
Генеральный директор Molnia Андрей Синьковский отмечает, что в условиях пандемии кикшеринг пользуется высокой популярностью. "Сервис даже выполняет определенную социальную миссию, так как позволяет людям избегать общественного транспорта и меньше контактировать с другими пассажирами. В условиях эпидемии спрос будет оставаться на высоком уровне, потому что люди не хотят рисковать здоровьем и находиться в общественном транспорте. Позже сервис также будет востребован, так как Петербург полюбил кикшеринг, а туристы рано или поздно вернутся", — считает предприниматель.
На сегодняшний день компания предоставляет в аренду более 500 электросамокатов, в дальнейших планах — расширение парка, а также запуск аренды велосипедов. Molnia работает без привязки к станциям проката, а электросамокат можно оставить в любой из разрешенных зон для парковки, в основном это различные ограждения и велопарковки.
Гендиректор отмечает, что это очень тяжелый бизнес, так как сложно контролировать все самокаты и обеспечивать бесперебойную работу сервиса. "Особенно это непросто делать в самом начале работы", — добавляет он.
Рынок кикшеринга в Петербурге представлен двумя компаниями — московской Whoosh и местной Molnia. Андрей Синьковский считает, что в ближайшее время на рынке могут появиться и другие бренды. Стартовые инвестиции в компании не озвучили, но, по оценке "ДП", только на закупку парка из 500 электросамокатов используемой Molnia модели могло уйти 24 млн рублей.
Пресс–секретарь Whoosh Юлия Камойлик отмечает, что инвестиции их франчайзи начинаются от 3,5 млн рублей с парком от 100 самокатов, а маржинальность проекта в прошлом сезоне в Петербурге составила 40%.
Проект Whoosh заработал в городе на Неве в августе 2019 года, тогда сезон закончился в конце ноября. За это время на 200 самокатах было совершено 48 тыс. поездок.
"В этом году первые месяцы сезона нельзя считать типичными из–за режима самоизоляции. В марте у нас использовался парк прошлого года и ежедневно совершалось 100–500 поездок", — говорит Юлия Камойлик.
Это, конечно, гораздо меньше, чем в прошлом году. Более того, изменилось целеполагание клиентов: сейчас горожанам сервис нужен не столько для развлекательных поездок — прогулок, сколько как средство передвижения. "Как ситуация будет складываться в этом году, расскажем, когда накопим опыт работы в режиме нормальной жизни", — заключает Юлия Камойлик.
Впрочем, пандемия внесла коррективы и в развитие городской велоинфраструктуры. Она не может считаться объектом наиболее приоритетных инвестиций и наверняка попадет под нож при 50–миллиардном секвестре городской казны (первое чтение поправок в бюджет–2020 пройдет в ЗакСе сегодня).
Согласно адресной инвестиционной программе, в 2020 году на проектирование новых велодорожек планировали потратить 25 млн рублей, еще 161 млн — на их строительство. Общая сметная стоимость создания велодорожек на 2020–2022 годы составляла 518 млн рублей. Однако в комитете "ДП" подтвердили, что расходы на эту статью неизбежно сократятся. Правда, конкретные цифры пока назвать не могут.

В контексте

Традиционное мнение — велосипед в городе вреден, поэтому те, кто желает на нем кататься, пусть едут в лес, в поля и там крутят свои педали. В городе такие только мешают.
Велосипедисты раздражают всех. Автомобилистов — тем, что двухколесные постоянно выскакивают то справа, то слева, создают помехи движению, нарушают, а часто даже не знают ПДД. Пешеходов — тем, что едут по тротуару, иногда задевают, а бывает, даже сбивают. Власть — тем, что просят для себя отдельную инфраструктуру (велополосы, дорожки, маршруты). Но в апреле 2020 года на дорогах Петербурга вдруг стало свободно, тротуары обезлюдели. А велосипедисты остались, причем на фоне опустевших улиц возникло ощущение, что их стало больше.
Особенно много среди крутящих педали курьеров служб доставки еды. С большими желтыми, зелеными, фиолетовыми рюкзаками за спиной они стали одним из символов ковидного времени. Их можно встретить на улице в любое время дня и ночи и в любую погоду. Они едут по проезжей части, тротуарам, газонам: главная задача — доставить заказ как можно быстрее. Курьеров ждут, благодарят, иногда ругают. Но в любом случае неожиданно велосипедисты стали востребованы. Они оказались мобильнее курьеров на автомобилях, ведь, как правило, плечо доставки от кухни до клиента не превышает 2–3 км. Часть этого пути приходится преодолевать по узким дворам, где сложно не то что припарковаться, чтобы выйти из машины и донести заказ, но даже просто проехать.
На этом фоне разговор о развитии в городе велоинфраструктуры — парковок, дорожек, выделенных полос и т. д. — уже не кажется несвоевременным. А инвестиции, которые уже сделаны в подобные проекты, не представляются деньгами, выброшенными на ветер. Если удаленная работа и онлайн–торговля будут и дальше развиваться высокими темпами, то спрос на курьерскую велодоставку будет расти.
Причем не только со стороны общепита. Как транспорт последней мили велосипед в большом городе может быть куда эффективнее, чем автомобиль, даже в поствирусное время (если такое когда–нибудь наступит). А значит, придется и дальше развивать велоинфраструктуру, смириться с расширением велодвижения, появлением новых сервисов, прокатов, шеринга и т. д.
В итоге выиграет от этого не только кучка авантюристов, любящих перемещаться на двухколесном транспорте назло постоянному ветру, дождю, снегу. Чем больше людей предпочтет велосипед автомобилю (а по мере развития инфраструктуры именно так и будет), тем чище станет воздух, а жители города — здоровее.
В условиях мегаполиса передвижение на велосипеде или самокате стало довольно популярным во всем мире. Не осталась в стороне и Россия. В Петербурге работает около 10 компаний, предоставляющих услуги проката электросамокатов, — Pauri, RentGo, "Покатушкин", RentBike и др. Планы по развитию сети в Петербурге имеет и старейшая компания на рынке — Samocat Sharing. В прошлом году спрос на этот вид услуг в Северной столице вырос в 2–3 раза. Развитие рынка шеринга электросамокатов в Петербурге осложняется тем, что недостаточно развита инфраструктура — мало велосипедных дорожек. А ведь ездить на самокатах по дорогам общего пользования нельзя, по тротуарам — небезопасно для пешеходов. Что касается велопроката, то на протяжении последних 3 лет сокращается число станций проката. Крупнейший участник рынка Петербурга — компания "Велогород" — в текущем году не получает субсидию для развития и потому будет сворачивать деятельность. Помимо инфраструктуры есть и другие проблемы — например, низкая маржинальность этого бизнеса. Для развития шеринга велосипедов и самокатов в городе необходим комплексный подход с участием государства (по предоставлению субсидий, низких арендных ставок для организации станций проката, создания развитой сети велодорог). Без такой помощи бизнес получает слишком мало прибыли и сталкивается с низким спросом.
Павел Сигал
первый вице–президент "Опоры России"
Совершенно точно, что нам необходимо развивать альтернативные способы перемещения по городу — то, что называется обеспечением микромобильности. Это нужно, чтобы сократить нагрузку на общественный транспорт и концентрацию людей в нем. Не каждый может позволить себе купить автомобиль, да и Петербург не слишком приспособлен для движения большого числа машин. Поэтому микромобильность должна получить такой же толчок для развития, как и приложения для дистанционных встреч. Шеринг в этом отношении достаточно хорош.
Александр Карпов
Директор Центра Эком
Мы прекрасно понимаем, что любые современные мегаполисы должны поддерживать отказ от частных автомобилей в пользу общественного транспорта и альтернативных способов передвижения, в том числе с помощью велосипедов и самокатов. Нам нужно создавать такие стимулы. Но в Петербурге с его климатом сложно весь год ездить на велосипеде. Кроме того, говоря о развитии таких видов транспорта, нужно учитывать вопросы безопасности и соблюдения ПДД. Европейские города, активно поддерживавшие популяризацию электросамокатов, сейчас пошли по пути ограничения их движения из–за проблем с безопасностью.
Алексей Макаров
Председатель Комиссии По Промышленности, Экономике И Предпринимательству Закса Петербурга