Наценка на креатив

Модные общественные пространства, появившиеся в Петербурге несколько лет назад, мало влияют на стоимость жилья в историческом центре. А вот на периферии сказываются.

Для новостроек в спальных районах они могут стать существенным преимуществом, хотя и не столь весомым, как, например, метро.
Появление общественных пространств, безусловно, положительно влияет на стоимость квартир, но это медленный процесс, занимающий минимум несколько лет, считает Александр Гиновкер, генеральный директор АН "Невский простор". Для сравнения: открытие новой станции метро или подготовка к нему сразу дает скачок в цене от 10%.
"На примере Новой Голландии видно, что на привлекательность района, а значит, и стоимость квартир больше влияет не отдельный проект, а комплекс мероприятий по преобразованию территории", — говорит Александр Гиновкер.
По мнению экспертов, такого развития можно ожидать в районе Старой Коломны или на месте дореволюционных заводов. "Например, редевелопмент территории завода “Красный Треугольник” может положительно сказаться на привлекательности района в целом и послужит толчком к освоению девелоперами Кировского района. Соответственно, и цены на квартиры там будут расти", — говорит Роман Строилов, директор по развитию, партнер "М2Маркет".
Действительно, более заметное влияние на стоимость жилья оказывают общественные пространства в спальных районах, не столь пресыщенных развлечениями. Так, за 3 года — с лета 2016 до лета 2019 года — после открытия общественного пространства "Бенуа 1890" на пересечении Светлановского и Тихорецкого проспектов "Яндекс. Недвижимость" показала рост цен на квартиры в этой локации в 12–15%.
"Особенно подорожали квартиры, окна которых выходят на сад. Ни до, ни после в этом районе жилье не росло в цене быстрее рынка. Думаю, что на ценнике сказалось и улучшение вида после реконструкции зданий фермы (руины никого не привлекают), и изменение в благоприятную сторону среды спального района", — убеждена Елена Плахтий, директор "Бенуа 1890".
Соседство с благоустроенными общественными пространствами играет на руку и при продаже квартир в новостройках. Например, в Setl Group покупателям квартир в ЖК "Палацио" рассказывали о пространстве на территории завода "Севкабель", близость к нему также станет преимуществом для проекта на Кожевенной линии, уверены в компании. "В рекламных проспектах по ЖК Magnifika у нас указаны и расположенный в шаговой доступности ArtPlay (сейчас в связи со сменой управляющей компании — Design district DAA, см. “ДП” №56 от 13.05.2020), и набережная реки Охты, которую мы благоустраиваем, — рассказывает Александр Свинолобов, заместитель гендиректора ООО “Бонава Санкт–Петербург”. — На стоимость квартир влияет не только появление нового пространства, но и то, что с карты исчезают депрессивные объекты: ведь общественные и креативные площадки у нас возникают преимущественно на месте заброшенных территорий".
"Вместо аварийных и закрытых частей города мы получаем открытые безопасные пространства, при этом сохраняется историческая застройка. “Этажи” создали в здании бывшего хлебозавода, “Новую Голландию” — в складских, исследовательских и тюремном зданиях, “Ленполиграфмаш” — на базе завода по производству продукции машиностроения и приборостроения. Креативные и общественные пространства становятся точками роста территории, оказывая влияние на ее привлекательность в целом, в том числе и на привлекательность жилья", — резюмирует Алина Черейская, архитектор и партнер SA lab.