Полицентричная парадигма

Районы массовой застройки за КАД давно стали олицетворением мест, до которых сложно добраться. Но везде ли положение дел одинаково? "ДП" сравнил перспективы доступности двух крупнейших территорий — Мурино и Кудрово.

Мурино и Кудрово, получив статус городов Ленобласти, остались с одинаковыми проблемами — инфраструктурой, рассчитанной для сельской территории, в частности узкими дорогами. Однако у первого сразу было преимущество — станция метро "Девяткино". Именно поэтому многие покупатели/арендаторы квартир из двух этих городов выбирают Мурино, хотя территории очень похожи по своей сути. Зато в Кудрово есть ТЦ "Мега Дыбенко".
Однако метро выручает только тех, кто живет от него в пешей доступности. Если нужен дополнительный транспорт, чтобы добраться до своего ЖК, комфортность уже пропадает. Не намного больше ее и у владельцев личного транспорта: Токсовское шоссе стоит в пробках. Дорожники пытаются улучшать ситуацию, но они отстают как минимум на несколько ходов. Все это нужно было еще вчера.

Слева не обойти

В августе планируется сдать в эксплуатацию развязку с КАД в Западном Мурино, которую с лета 2018 года строит ПО "Возрождение", хотя контракт был заключен еще в конце 2017–го. Процесс затянулся из–за сложности в решении земельных вопросов. Например, продолжением развязки должен был стать обход Мурино в створе Гражданского проспекта (то есть обход слева), но он уперся в линию электропередачи (ЛЭП). Провода нужно закапывать, но за чей счет это должно быть сделано — стороны договориться не могут. Поэтому обход пока превратится в разворотное кольцо у КАД (см. "ДП" № 29 от 03.03.2020). Кольцо подрядчику придется возвести к августу, иначе движение по съездам с КАД не запустят.
Изначально все вместе должно было стать подключением перспективного транспортно–пересадочного узла (ТПУ) "Девяткино" с международным вокзалом у КАД, но и у этого узла проблемы с землей. "По ТПУ работа ведется, но не так быстро, как хотелось бы. В этом году будут решаться земельные вопросы. Самая большая проблема — ЛЭП. Из–за нее проект разбит на два этапа. Первый этап — уместить между железной дорогой и охранной зоной ЛЭП автовокзал к 2023 году, второй — построить здание ТПУ с паркингами и трамвайными линиями на месте ЛЭП не раньше чем к 2035 году", — прокомментировал "ДП" начальник управления по транспорту Ленобласти Павел Постовалов.
Сейчас два инвестора, ОАО "Гатчинапассажиравтотранс" (дочернее предприятие холдинга "Питеравто") и компания "Стейт", представили свои эскизы. Однако в связи с кризисом еще предстоит уточнить, не передумали ли инвесторы. "Но ТПУ должны построить обязательно, поскольку развязка с КАД в Западном Мурино появилась только благодаря ему", — сообщил источник "ДП" в правительстве Ленобласти.

И справа тоже

По мнению Павла Постовалова, самой большой победой для жителей этих мест будет пробивка продолжения Пискаревского проспекта (обход Мурино справа). "Оно оттянет на себя транзитные потоки, трафик на Токсовском шоссе станет меньше, люди и автобусы вздохнут", — считает чиновник. Однако сейчас эта дорога уперлась в земли Минобороны, и сроки ее реализации неизвестны. А масштабное расширение Токсовского шоссе наткнулось на сети газовиков и электриков. Пока можно рассчитывать только на расширение трех перекрестков на этой дороге, а также на развязку с КАД.
Источник "ДП" в правительстве Ленобласти полагает, что проблемы с транспортной доступностью быстрее всего будут решены в Кудрово. Во–первых, новая развязка с Мурманским шоссе у ТЦ "МЕГА Дыбенко", которая серьезно облегчит жизнь автомобилистам, все ближе. Заключен контракт на ее проектирование, стройка намечена на 2021 год, плюс есть инвестор — компания IKEA. Первым этапом развязки станет спрямление Центральной улицы, вторым — реконструкция существующей развязки на Мурманке, по которой автомобилисты, направляющиеся из Петербурга, попадают в "МЕГУ". Весь проект планируется реализовать к 2025 году.

Метро до Кудрово

В ближайшие 5 лет Кудрово должно обзавестись собственной станцией метро в составе ТПУ, она станет продолжением оранжевой ветки, обещают городские и областные чиновники. "С появлением станции метро стоимость жилья в локации может вырасти на 10–15%, а спрос на квартиры у метро — в разы", — подчеркивает директор департамента жилой недвижимости Colliers International Елизавета Конвей.
Идея продления метро до Кудрово кажется логичной и профессору кафедры транспортных систем СПбГАСУ Андрею Гореву. "Но участок этой линии Ладожский вокзал — площадь Александра Невского самый загруженный (более шести пассажиров на 1 м2), прибавьте сюда Кудрово. Несколько сгладит проблему строительство метродепо — но не кардинально. К несчастью, тут еще образовался трамвай “Чижик”, который отсек возможность перераспределить пассажиропоток, направляющийся в центральные районы города, на трамвай", — считает эксперт.

Региональные дороги

С обеспеченностью автобусными маршрутами в Кудрово ситуация обстоит лучше, чем в Мурино. Так как дороги здесь преимущественно находятся на балансе региона, а не муниципалитета. В Мурино, например, ходят в основном пазики. С социальным маршрутом по Кудровскому проезду, который будет следовать в южное Кудрово, вопрос с автобусами будет полностью закрыт. Большие автобусы здесь планируют запустить в мае.
Если получится "пробить" улицу Подвойского, то у Кудрово появится третий переезд через железную дорогу и дополнительная связь с Петербургом. По данным "ДП", тормозит процесс сейчас земельный вопрос. Компания "Отделстрой" Марка Окуня должна была выкупить участок земли, но пока не сделала этого. По улице Подвойского от станции метро "Улица Дыбенко" в Кудрово собирались пустить трамвай, но федералы денег на него не дадут.
При этом скоростной трамвай, по мнению Андрея Горева, мог бы улучшить ситуацию, но, во–первых, для него не предусмотрено коридоров, во–вторых, между двумя субъектами есть сложности в согласовании и финансировании. Плюс необходимо модернизировать прилегающую трамвайную сеть в Петербурге. Главная проблема, считает эксперт, в непонимании роли общественного транспорта: недавно запрашиваемая финансовая поддержка проектов транспортной инфраструктуры от федеральных властей обоими субъектами касалась только автодорог.

Работайте дома

"Перспектив кардинального улучшения транспортной ситуации нет ни в одном районе за КАД. Единственный шанс развития этих районов — полицентричная парадигма. Они должны стать самодостаточными — со своим здравоохранением, экономикой и т. п., только где найти место под культурно–бытовые и бизнес–объекты? Стремление переселить жителей Петербурга подальше от мест приложения труда усугубляет транспортные проблемы", — отметил Андрей Горев.