Кризис сохраняющий. Как COVID-19 повлиял на архитектурный облик Петербурга

 

Курьезно, но нашему городу разные социальные и исторические потрясения даже идут на пользу. Некоторые скажут, что это циничное замечание. Отчасти — да, но большая доля правды в этом есть. Речь ведь идет именно об архитектурном облике, и лишь о нем. Октябрьская революция и переезд столицы в Москву остановили безумную капиталистическую застройку центра Петрограда, а образованность первых советских руководителей вкупе с борьбой мирискусников, архитекторов и историков сохранили классический облик города на Неве. После блокады уцелевший Ленинград полюбили еще сильнее, чем прежде, а потому тот самый стройный, строгий вид подправили, подчистили и лелеяли потом как только могли.
Получается, что и теперь почти каждый экономический кризис стопорит ту или иную безумную затею. Вот и сейчас на фоне карантина, тоски, истерик и тихих домашних радостей Петербург только выиграл.
Нет, я не имею в виду тот очевидный факт, что город без машин стал сильно краше (да, впрочем, и без толп людей — тоже). Но в очередной раз отложено строительство Верховного суда в парке у Смольного. Денег на этот проект со всей очевидностью нет, и в обозримом будущем они вряд ли предвидятся. Так что есть шанс, что зелень сохранится, а последний оставшийся просвет на Смольный со стороны Невы уцелеет. Выиграет архитектура.
Было бы резонно совсем оставить эту в целом никому не нужную затею переезда из Москвы (что, Бог даст, и случится). Ну а на крайний случай, быть может, хоть задумаются, нужен ли суд как раз на этом месте или лучше придумать акцент в новом районе. Да и над самим обликом, возможно, поразмыслят: нужна ли нам очередная мечта Вышинского — как уже имеющийся Горсуд — или стоит как–то почеловечней, поизобретательней, а не так жестко и угрожающе авторитарно. Суд ведь тоже имеет право быть для людей, а не всегда только против них.
Естественно в такой ситуации ожидать, что и "Газпром" откажется от совершенно бредовейшей затеи строить колокольню Смольного монастыря. Не было ее, Растрелли ее не возвел, так нечего и придумывать. Падающие цены на газ, уже не говоря про нефть, должны бы заставить задуматься, что на ветер излишки пускать не стоит, да и на дурное дело тоже. Может, кто–то подскажет, что лучше бы больницам постоянно помогать, а не доводить дело до аврала.
Пример с судом хорош в двух смыслах. Во–первых, городу действительно стоит задумываться над тем, как деньги тратить и на что их просить. Разумно, вероятно, просить помощи на строительство метро, необходимость которого никакой карантин не отменит. А новый суд, и его переезд, и колокольня, и все такое прочее — именно что пустые затраты.
Впрочем, с экономией средств город пока не очень убедителен. Так, ночное освещение памятников центра остановили только в самом конце апреля, сославшись на то, что туристов нет. Хотя очевидно, что это можно было сделать сразу же, а не жечь целый месяц деньги, которые были насущно необходимы для спасения людей. Может, их (денег) и на маски, и на перчатки хватило бы. В администрации, в конце концов, не один комитет и не один чиновник. Могли бы предлагать, в том числе публично. Да, ситуация экстренная, за всем не уследить. Но по мере ее успокоения стоит быть экономнее. В конце концов, все известные друзья — уже и так люди небедные, могут перейти и на более скромный паек.
Во–вторых, над городом стоит думать, а в таких ситуациях особенно. Причем на перспективу, а не стремительно предлагая надстраивать торговые центры над метро, как в случае с "Политехнической".
Нажива — хорошо, но можно хотя бы иногда вспоминать и о городе?