Производители одежды могут остаться без тканей из-за пандемии

Хватит ли тканей локальным дизайнерам уже этим летом?

Пока в надежде на воскрешение своего бренда одни производители одежды делают огромные скидки на старые коллекции, другие уже пытаются понять, из чего в постизоляционное время шить новые. Достаточно ли в городе качественных тканей? Почему оптовые базы — роскошь для Петербурга? И можно ли в условиях кризиса надеяться на внутренний, а не импортный товар?

Ткать или закупать

Сперва кажется, что в деле продажи тканей самый логичный вопрос к ретейлерам и оптовикам: какой в магазинах процент товара местного производства, а какой — зарубежного? Но проблема — в самой проблеме: она видится актуальной лишь до тех пор, пока не изучишь ассортимент произведенных в Петербурге и Ленобласти тканей. В основном это брезент и плащовка, максимум — ткани для пошива костюмов для восточных единоборств.
"У нас все производство останавливается на хлопке и бязи. Эти ткани — технические, они подойдут разве что для кухонного полотенца, и то сомнительного качества. Местные ткани мы используем только для того, чтобы изготовить макет, пробную вещь. А потом шьем уже из качественных иностранных материалов", — делится опытом Юрий Питенин, создатель и дизайнер петербургского бренда Saint–Tokyo.
Владельцы магазинов и складов тканей признаются: в техническом сырье они не заинтересованы, ведь обыкновенно их клиенты — производители одежды, дизайнеры, ателье — ищут модные ткани. Сейчас же город не может потянуть создание таких полотен: для них нужны сырье, станки, краски, химия, и все это — импортное. Легче и обоснованнее закупиться иностранными тканями сразу, нежели ждать триумфального расцвета не сформированной в Петербурге легкой промышленности.
"Наш текстильный рынок, к сожалению, развит слабо. Пока Италия, Франция, Англия и Швейцария продолжают диктовать моду не только на силуэты, но и на ткани, из которых эти силуэты создаются", — признается Ольга Иванова, креативный директор магазина элитных тканей "Тиссура".
"Сейчас постоянно используются полотна из Турции и Узбекистана. Если говорить про нетканые материалы, то лидер — Китай, а значит, уже скоро будут большие проблемы с новыми поставками и производством. Даже на прошлой выставке–ярмарке тканей “Текстильлегпром”, где основную площадь обычно занимают Турция и Китай, был заполнен только один павильон", — говорит Давид Халфман, коммерческий директор DonePrint.

Атипичный кризис

Заменить импортные ткани петербургскими не получится еще долго. Но что делать с новыми поставками зарубежных рулонов и полотен до постизоляционного открытия границ? Грозит ли городу истощение запасов и дефицит тканей?
"Сейчас производственники бросятся по складам скупать остатки тканей. Начнется конкуренция не по моделям, а, например, по повторяющимся принтам. Сети ретейла, которые работают с разными поставщиками одежды, тоже не смогут нормально работать. Если магазин сотрудничает с десятью производителями, то риски того, что у пяти из них пересекутся ткани в одном торговом зале площадью 300 м2, — это пугающая тенденция и для торговли, и для поставщиков одежды", — уверен собственник бренда GREGORY.
Но и остатки на складах — не всем доступное решение, ведь большинство оптовых баз находится в Москве: в Петербурге подобные точки перепрофилировались еще в прошлые кризисы — даже без учета серьезного осложнения в виде пандемии.
"Раньше у нас был оптовый склад в Петербурге, но мы его быстро “перекрутили” на розницу еще несколько лет назад. Просто стало понятно, что наши оптовые клиенты — те, которые раньше работали с итальянским трикотажем, — переходят на закупку турецких полотен. Другие стали обходиться без посредников и заказывать напрямую из Италии — так оказалось гораздо дешевле", — вспоминает Борис Аликимович, совладелец магазина итальянских тканей Materia Moda в Петербурге и текстильного агентства AltaModa, которое занимается закупками тканей в Италии.
По словам эксперта, до кризисов владельцы оптовых складов продавали зарубежные ткани в России с умеренной наценкой 50–80%. Затем, с изменением курса валют, оптовые точки, надеясь на привычную прибыль, планомерно поднимали процент наценки: ткань с закупочной ценой 4,5 евро за метр могла продаваться в Петербурге и Москве за 20 евро. Даже с учетом логистических затрат оптовым покупателям стало выгоднее приобретать ткани непосредственно в Италии. Так оптовые базы стали "мельчать". Подобный сценарий — сразу после открытия границ — может повториться и на этот раз.
"Даже сейчас, в разгар кризиса, в наше агентство стали обращаться чаще: раньше в день было три–пять заявок на прямую закупку тканей из Италии, а сейчас — до 10–15. Да, в России удобно покупать ткани: сегодня взял — завтра сшил. Но в Италии, с учетом наценок оптовиков, теперь куда дешевле", — объясняет Борис Аликимович.

Продать (на) отрез

Еще один вариант спасения — переход к продажам пускай не петербургских, но по крайней мере российских тканей. Но и здесь незадача: по словам собственника бренда одежды GREGORY, даже если найти в России подходящее производство, оно окажется малоподвижным: "У нас процесс изготовления тканей более долгий, чем в Турции. Наши производители менее лояльны к отсрочке платежей и принимают заказы только на большие объемы тканей. Даже нам, довольно крупной компании, еще осенью это было недоступно".
В сухом остатке — почти полное отсутствие надежды на российских производителей тканей и новая волна повышения цен на импортные полотна на оптовых складах из–за очередных изменений валютного курса. Крупным брендам одежды и дизайнерам в большинстве своем остается лишь ждать открытия границ и переходить на прямые закупки из Италии, Турции, Китая.
Трудности с поставками и взлетевшими ценами на импорт ожидаемо распространяются и на розницу, которая обеспечивает дизайнеров и ателье с более скромными масштабами — тех, для кого прямые поставки из–за рубежа пока роскошь.
"В магазинах, на складах, которые специализируются на стоковых европейских тканях, сейчас покупать дорого. На выставках можно познакомиться с поставщиками, однако им интересен опт. Выручают интернет–магазины, которые закупают ткани рулонами и продают отрезы", — делятся опытом в компании Arina Studio.
И действительно, покупка и продажа в интернете — одна из давно необходимых, казалось бы, но все же сравнительно новых тенденций для мира торговли тканями.
"Сейчас показательный момент. Вынужденный простой торговли ведет к попытке реализации тканей через интернет: от торговли в “Инстаграме” до полноценных сайтов. Мы, например, вышли в онлайн аутлетом", — делится Борис Аликимович.
И хотя до производства модных тканей Петербургу пока далеко, процесс покупки и продажи иностранных полотен уже скоро может стать легче для местных дизайнеров и производителей одежды. Уже летом — конечно, при условии открытия границ — можно будет увидеть переход тканевого опта в розницу, а розницы — в онлайн.
Несмотря на огромную концентрацию в городе талантливых дизайнеров, оптовых складов тканей, способных удовлетворить их творческие потребности и финансовые возможности, не так много. Ткани в основном стоковые, а ассортимент довольно скудный. Найти ткань с хорошим составом, нужного цвета и тактильно приятную — задача не из простых. В основном же для коллекций используют ткани производства Италии, а также Турции, Китая. Значительная часть оптовых поставщиков находится в Москве, иногда они организуют выездные выставки в Петербурге, хотя и не очень часто. При этом не все оптовые поставщики готовы высылать образцы тканей, а это существенно усложняет подготовку коллекции. Некоторые дизайнеры ездят в Москву за тканями либо дистанционно заказывают через байеров, которым доверяют.
Александра Шихалова
Стилист–имиджмейкер, создательница бренда She Loves Suit
Мы в своем производстве используем стандартную ткань — пока это футер и кулирка, вот почему вопрос актуальности и трендовости тканей для нас неактуален. А качество определяем просто: сначала отшиваем образцы для себя, несколько раз носим и стираем. Если всем довольны, то запускаем в производство. Если же говорить о поисках тканей для опытных образцов, то в Петербурге можно найти все, что нам необходимо, но обойдется это дороже, чем в Москве. Там выбор тканей действительно больше и, по моим наблюдениям, с клиентами там работают охотнее. В Петербурге можно прийти в магазин и понять, что от тебя ждут единовременных закупок чуть ли не на десятки рулонов. Думаю, на первом этапе развития бренда все сталкиваются с таким отношением к себе: мол, опять пришли за 20–30 метрами ткани. В этой сфере вообще очень сильно не хватает сервиса.
Владимир Казанцев
Директор по развитию Sasha Grigorev Wear