Прогулки с COVID: правовые пробелы режима самоизоляции в Петербурге

Автор фото: Ермохин Сергей

Хотя предписание Смольного носить СИЗ в общественных местах по факту не действует, массово штрафовать нарушителей могут начать в любой момент. И тогда судам придется решать, что это за места такие.

В знаменитом постановлении городского правительства № 121 о мерах по противодействию вирусу говорится: "Обязать граждан использовать в общественных местах, в том числе в объектах розничной торговли, общественном транспорте, включая такси, средства индивидуальной защиты".
При всей, казалось бы, очевидности формулировки понятие общественного места очень размыто. Относится ли к нему, например, лестничная площадка в доме? А если парадная закрыта на кодовый замок, она, таким образом, не является общедоступной?
Пока за нарушение карантинных мер оштрафовано около тысячи человек, из них несколько десятков — за отсутствие масок. Никто из этих последних штраф в суде не обжаловал.
Адвокат Павел Балюк, советник GRATA International St. Petersburg, говорит: "Несмотря на частое и обширное использование такого понятия, как “общественное место”, в законодательстве РФ оно прямо не закреплено". Конкретные примеры общественных мест можно встретить в различных законах — "Об основных гарантиях прав ребенка", где к общественным местам отнесены, к примеру, улицы, стадионы, парки скверы, статьях КоАП РФ, "О военном положении", "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" и т. д. Последний из–за отсутствия в праве единого определения термина "общественное место" в свое время также вызвал немало дискуссий.
"Рассуждая о принципах, которыми руководствовались власти, устанавливая понятие “общественное место”, можно выделить самый очевидный — возможность нахождения в таком месте неограниченного круга лиц", — поясняет партнер юридической фирмы Stepachkov&Surchakov Дмитрий Сурчаков. "По усмотрению правоприменителя в список мест, где надо носить средства индивидуальной защиты, может попасть практически любое место, находящееся за пределами квартиры и парадной", — отмечает старший юрист Юридической конторы Гессена Георгий Мелков. К слову, мэр Москвы ввел закрытый перечень общественных мест: в частности, на улице маски и перчатки не нужны.
С учетом юридических принципов определения общественных мест и их открытого списка в каждом отдельном случае суды Петербурга должны будут определять, является ли место, где гражданин находился без маски и перчаток, общественным. Однако судебная практика может быть очень удивительной и разнообразной. "Нововятский райсуд Кирова признал холл и коридор общежития (как и подъезды, подземные переходы и лестничные площадки) общественным местом. По логике суда, к ним относятся любые места, свободные для доступа неопределенного круга лиц. Хотя в общежитии есть пропускной режим: в нем установлен турникет и дежурит охранник", — рассказывает Дмитрий Сурчаков.
А Московский областной суд, добавляет Павел Балюк, признал в 2013 году общественным местом "межквартирную площадку". Некоторые суды идут еще дальше. Так, в 2017 году Верховный суд Крыма при рассмотрении дела об употреблении запрещенных веществ признал общественным местом берег реки, а Новосибирский областной суд счел таковым туалет одной из больниц.
Что касается судов по нарушению масочного режима, опрошенные "ДП" юристы о таких не знают. Глава Объединенной пресс–службы судов Петербурга Дарья Лебедева сообщила, что к ним подобных дел тоже не поступало.