Рюмочная–читальня: как книжные магазины пытаются компенсировать убытки

Автор фото: Vostock-Photo

Независимые книжные магазины заявляют о падении выручки на 60–80%. В то же время растет спрос на цифровые издания, а офлайн–магазины ищут новые пути заработка.

За полтора месяца карантина продажи флагманского сервиса "ЛитРес" через сайт и мобильные приложения выросли на 52% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Генеральный директор ГК "ЛитРес" Сергей Анурьев прогнозирует изменения на рынке после окончания карантина. "Многие книги будут продолжать появляться в электронном и аудиоформатах прежде, чем в печатной версии. Цифровые книги также останутся одним из ключевых драйверов рынка, как и прогнозировалось ранее", — говорит он.
Cервис аудиокниг Storytel также отмечает рост спроса. В начале пандемии компания объявила акцию для новых пользователей, и, как говорит медиадиректор Storytel Дарья Анжело, это привлекло довольно большое количество новых клиентов.
Тем временем прогнозы развития книжного офлайн–ретейла неутешительны. Представители Российского книжного союза Леонид Палько и Анна Титова говорят, что в случае продления ограничительных мер отрицательная динамика в отрасли будет только расти: в течение мая–июня издатели недосчитаются 1 млрд рублей выручки, книжные магазины — 3,2 млрд.
Офлайн–продавцы при этом стараются развивать торговлю онлайн — совершенствуют систему доставки, сервис на сайте, однако такие меры приносят не более 40% докарантинного дохода.
Совладелец магазина "Порядок слов" Константин Шавловский отмечает, что даже самые качественные и удобные условия доставки не смогут вернуть финансовые показатели на прежний уровень.
Источником дополнительного дохода для независимых участников книжного рынка стала платформа Patreon. Это своего рода подписка на магазин или издательство: в обмен на определенные товары (книги, сувениры) подписчик оказывает поддержку каждый месяц в виде определенной суммы. Независимое издательство "Черная сотня" (при нем существует магазин "Листва") обзавелось аккаунтом на Patreon еще до кризиса. Основное его назначение — увеличить количество издаваемых книг, но сейчас кажущийся небольшим доход от подписчиков в $2700 стал финансовой подушкой. Благодаря подписчикам "Черной сотне" удается не снижать зарплаты, гонорары и поддерживать все направления в жизнеспособном состоянии.
Магазины "Все свободны" и "Порядок слов" взаимодействуют с Patreon не столь активно, но видят перспективы использования такой платформы. "Рекуррентные платежи намного ценнее, чем разовые, потому что это та сумма, на которую ты можешь рассчитывать каждый месяц", — говорит Константин Шавловский.
Магазин "Порядок слов" тоже не растерялся и открыл онлайн–лекторий с платным входом, организовал онлайн–рюмочную и читательский клуб. За месяц эти проекты принесли 200 тыс. рублей. Теперь к онлайн–деятельности подключаются и другие книжники: планируется коллаборация пяти магазинов для проведения музыкального онлайн–фестиваля "Редкие виды".