Граница с Белоруссией, миграция и покупка активов в СНГ: независимый взгляд

Автор фото: Sputnik/РИА Новости

В рамках специального проекта "Экономика. Перезагрузка и контуры будущего" dp.ru проводит экспертный опрос отраслевых телеграм-каналов. На этой неделе, 25–29 мая, мы поговорим о международной политике, экономическом противостоянии глобальных мировых центров, а также месте и роли России и ЕС в этом противостоянии. Сегодня, 27 мая, на вопросы о будущем Евразийского экономического союза (ЕАЭС), политических и экономических процессах, которые будут протекать в ближайшее время на постсоветском пространстве, отвечает редакция канала СОНАР-2050 @sonar2050. Ответы опубликованы в телеграм-канале "Делового Петербурга" @dprunews. Для читателей сайта мы сделали сводный материал с ответами на наши вопросы.

Кризис подтолкнёт центробежные тенденции в ЕАЭС?
— Кризис покажет всю глубину недоинтегрированности ЕАЭС. У нас чётко выделились два участника с достаточными финансовыми запасами — Россия и Казахстан, два участника, критически зависящие от трудовой миграции, — Армения и Киргизия, а также балансирующая "в ноль" Белоруссия, которая сильно зависит от платёжеспособности российского рынка и внешних заимствований. Поэтому правильно говорить не о центробежных тенденциях, а о сосредоточенности на своих проблемах.
Как вы думаете, после кризиса наиболее вероятный сценарий — общий рынок ЕАЭС или изолированные экономики?
— Тот уровень взаимопроникновения и открытости, достигнутый на уровне Таможенного союза, сохранится, а вот более глубокая интеграция, и особенно кооперация, скорее всего, остановится. По большому счёту никто кроме России не готов инвестировать в крупные проекты, а для нас в приоритете становится импортозамещение и борьба за собственный рынок. Поэтому России будет просто не до союзников и партнёров.
"Покупка лояльности": поменяет ли кризис эти отношения между Россией и странами СНГ?
— Очень надеюсь, что этот кризис заставит пересмотреть стратегию на постсоветском пространстве. Изменение миграционной политики в сторону привлечения новых граждан вместо трудовых мигрантов показывает, что проблески понимания всё-таки есть. России надо чётко разделить две рамки — отношения с начальниками и отношения с гражданами. В каждой республике сформировались свои элиты и национальный капитал, которые с крайней осторожностью смотрят на Россию.
Причины этих фобий понятны: во-первых, традиционные имперские культурно-политические мифы о величии и доминировании России; во-вторых, крымский прецедент перехода из национальной юрисдикции в российскую; в-третьих, потенциальные возможности российской частной или государственной корпорации "купить" чуть ли не все экономические активы небольшой республики.
А вот со стороны граждан республик таких фобий нет, поэтому с ними и надо работать. Кстати, аналогично поступают США, Британия, Китай и Турция — у них и надо учиться. Главный интерес России — невступление стран СНГ во враждебные военно-политические блоки и купирование угроз. А эти цели достигаются путём лояльности граждан и конструктивной политикой в отношении правящей прослойки. Требовать лояльности от власти и уж тем более её покупать совершенно бессмысленно. С правящими элитами достаточно уважительных, прагматических и взаимовыгодных отношений.
Даст ли кризис толчок к введению единой валюты?
— Нет, на единую валюту в ближайшей перспективе не согласятся партнёры. По причине тех же фобий, связанных с несоразмерностью экономических потенциалов.
Ускорит ли кризис введение единых стандартов социального обеспечения в ЕАЭС?
— Единые социальные стандарты предполагают единое администрирование бюджетных процессов, потому как социальная политика по умолчанию затратна. Поэтому единственная возможность перехода к союзному стандарту социальной политики — создание союзных социальных фондов. Но непонятно, как формировать взносы в такие фонды: слишком разные возможности у стран-участниц. Поэтому, скорее всего, на такой уровень интеграции мы также не выйдем в обозримом будущем.
Рынки в республиках в кризис просядут. Есть ли шанс для экспансии российского капитала?
— В республиках рынки несопоставимы с российским внутренним, поэтому единственный интерес — это покупка или создание производств в республиках с дешёвой рабочей силой и удобной логистикой. Потенциально интересно сельхозпроизводство, потому как в южных республиках (Армения, Киргизия, южные регионы Казахстана) можно выращивать и перерабатывать то, что будет востребовано на российском рынке. Интересна разработка недр и создание ГЭС в Киргизии и Таджикистане. С Казахстаном интересно создание зернового картеля, особенно в свете роста спроса на продовольствие.
Учитывая программы импортозамещения, для отечественного капитала становится всё более привлекательной работа на внутреннем рынке. Поэтому в страны ЕАЭС и СНГ если и будет активное движение капитала, то в рамках общих производственно-торговых цепочек.
Для России оптимальным было бы появление евразийских корпораций, где доминирующую роль будет играть российский капитал. Но есть и серьёзные риски по превращению юрисдикций стран-союзниц по ЕАЭС в квазиофшорные зоны, в которые под видом инвестиций будет утекать капитал. Так, в Казахстане создан удобный международный финансовый центр "Астана", который функционирует во многом по принципам британского права. В Белоруссии запущена криптовалютная биржа.
Нам надо быть очень аккуратными и внимательными к инвестициям в подобные проекты, особенно со стороны государственного капитала. Отвлекаясь на борьбу с оттоком капитала в европейские, британские и штатовские офшоры, мы можем проглядеть по соседству евразийские.
Исчезнет ли граница с Белоруссией? Не послужит ли кризис толчком к разводу с этой страной?
— Думаю, что граница останется открытой, однако контроль будет упорядочен. Это касается в первую очередь многочисленных "партизанских троп" и иных путей реэкспорта и контрабанды. Развода с Белоруссией не будет, однако курс на "прагматизацию" отношений, взятый в Москве несколько лет назад, будет приводить к частым разногласиям, которые будут носить эмоциональную окраску. В РБ привыкли считать российский рынок практически внутренним, поэтому попытки ограничений воспринимают как ущемление национальных интересов. Впереди будет ещё много конфликтов, которые будут сугубо хозяйственными по сути, но которым будут пытаться придать политический оттенок. И вот это смешение хозяйственных, политических, военных, гуманитарных и культурно-исторических вопросов наносит максимальный ущерб российско-белорусским отношениям.
Место ЕАЭС и России в торговой войне США и Китая и в новом биполярном мире?
— России надо будет использовать с максимальной выгодой это противостояние. Будет расти роль сухопутных коридоров "нового Шёлкового пути" и наш интерес в том, чтобы они прошли через территорию России. Также китайский капитал будет стремиться размещать сборочные производства и логистические хабы максимально близко к рынку ЕС — надо бороться, чтобы эти объекты находились в западных регионах России и близко к нашим портам.
ЕАЭС, к сожалению, не получится выстроить единую политику в отношении КНР в силу недоинтегрированности. Поэтому каждый участник будет пытаться договориться на двусторонней основе. России необходимо предоставлять китайским инвесторам и партнёрам максимально выгодные условия, однако ни в коем случае не допуская их к нашим недрам и природным ресурсам. Потому как мародёрское отношение к окружающей среде китайского капитала, к сожалению, практически повсеместно. Есть много вопросов и к нашим корпорациям, но на отечественный капитал, по крайней мере, можно давить административно и политически.