Те же грабли: что меняют поправки к закону о полиции

Автор фото: Ермохин Сергей

Поправки к закону о полиции пугают, но на практике все это уже давно действует.

Ожидается, что в первом чтении поправки рассмотрят в июне. Новации вызвали немало критики. Адвокат Иван Павлов, руководитель Команды 29 (общественная организация, занимающаяся юридическим и медийным сопровождением резонансных процессов и проектов), относит к двум наиболее значимым новеллам наделение полиции полномочиями проникать в транспортные средства и изменения, касающиеся так называемого режима оцепления определенных территорий.
В первом случае законопроект предусматривает введение новой статьи 15.1 ("Вскрытие транспортного средства"). По замыслу авторов, такие полномочия необходимы полицейским для спасения жизни и обеспечения безопасности граждан. Правоохранители могут воспользоваться ими при пресечении преступления, массовых беспорядках, административном производстве (если подозреваемый находится в состоянии алкогольного опьянения), в связи с угрозой теракта и т. д.
Также новелла позволит оказать помощь человеку, если ему стало плохо в автомобиле и он не может открыть его сам. Вскрытие машины можно проводить в отсутствие владельца, но затем полиция обязана в течение суток уведомить его и обеспечить сохранность имущества.
Статья 16, регламентирующая введение оцепления (блокирования), расширяет круг мест, где полиция по решению руководителя территориального органа может его ввести. В действующей редакции указаны "участки местности", в предлагаемом варианте — "территории, жилые помещения, строения и другие объекты". Причиной введения такого режима могут стать карантинные мероприятия и эпидемии. Также полицейские смогут проводить досмотры людей, автомобилей, грузов и т. д., которые перемещаются в пределах оцепления (въезд или выезд). В случае отказа от досмотра полицейские смогут запретить въезд или выезд.
"Эти меры так или иначе уже действуют в других сферах", — резюмирует Иван Павлов. Возможность проникновения в транспортное средство предусмотрена законом о Нацгвардии. Предлагаемый законопроект уравнивает полицейских в полномочиях с росгвардейцами. Расширение полномочий, связанных с режимом оцепления, уже предоставлено законом "О наркотических средствах и психотропных веществах". "Он позволяет вести досмотр граждан, транспортных средств и перевозимых грузов. Теперь полиция сможет применять такие меры для выявления и пресечения иных преступлений", — поясняет Иван Павлов.
Адвокат Евгения Бурмасова, член совета Адвокатской палаты Ленобласти, считает важными две другие новеллы: предоставление полиции права представляться задержанному только после пресечения его противоправных действий и непреследование полицейских за действия, совершенные ими при выполнении их обязанностей. По мнению Евгении Бурмасовой, эти изменения "благословляют" практически любые действия стражей порядка.
"Допустим, неизвестные вам люди в штатском вытаскивают вас из машины и кладут лицом на капот, вы сопротивляетесь, может, даже ударите кого–либо, может, вам при этом разбили стекло на машине. А потом выяснится, что эти неизвестные — полицейские, которые отрабатывали оперативную информацию о преступнике, но произошла, к примеру, ошибка в субъекте. Однако вы уже успели как минимум оказать сопротивление представителям закона. И сегодня сложно привлечь к ответственности полицейского за последствия его действий, а с новой нормой может стать еще сложнее", — говорит адвокат.
По оценке петербургского адвоката Олега Лебедева, в целом законопроект носит "косметический характер": "Меняются слова, но не меняется смысл ранее существовавших норм". С ним частично соглашается его коллега Иван Павлов: "Нельзя сказать, что этот законопроект носит революционный характер". Вместе с тем эксперт отмечает: "Законопроект все же приближает нас на одну ступень к полицейскому государству".