"Читать непременно". Над чем можно хохотать в книге "Русская культура заговора"

Автор фото: Игорь Руссак

"Русская культура заговора. Конспирологические теории на постсоветском пространстве", Илья Яблоков.

Читая книгу Ильи Яблокова — историка и преподавателя университета Лидса, что к северо–востоку от Манчестера, — я пару раз хохотал в голос. Это редко случается с книгами по исторической или социальной антропологии: обычно они переложения если не диссертаций, то исследований, над которыми не посмеешься.
Но тут вот какая штука. Рядом с "Русской культурой заговора" на полку можно ставить не только исследование "Опасные советские вещи" антропологов Архиповой и Кирзюк, но и, скажем, книгу американского астрофизика Сагана "Мир, полный демонов. Наука — как свеча во тьме". Саган посвятил свою знаменитую книгу даже не разоблачению, а изучению конспирологических теорий (от НЛО до экстрасенсов), при этом язык у него был как крапива. По языку Яблоков уступает, но к предметам своего изучения они с Саганом подходят по одной и той же дороге: конспирология свойственна природе человека. Это дешевый и простой инструмент, позволяющий, во–первых, отделять "своих" от "чужих", а во–вторых, успокаивать себя самого, приводя хаос мира в простую и понятную структуру. В этом смысле конспирология похожа (добавлю уже от себя) на водку: в том числе и тем, что спиваются не только простаки и неучи.
Особенность же русской конспирологии в том, что в России она в центре политики ("Запад мечтает поработить Россию ради ее богатств!"). Тогда как на Западе конспирология если и удел политиков, то маргинальных.
Собственно, сюжетно книга Яблокова — это и есть расследование трансфера конспирологических теорий американских "реднеков" в Россию с адаптацией под них всего российского политического порядка. Исследование того, как убогая идея "враги развалили великий СССР" стала необсуждаемым мейнстримом. Как мейнстримом стала теория "пятой колонны" и "агентов Госдепа". Как "остров Россия" трансформировался в "крепость Россию", а конспирологические блюда, подаваемые вначале лишь во время предвыборных кампаний, стали единственным блюдом на завтрак, обед и ужин. Это ведь не сразу произошло, и процесс был немыслим без публичных интеллектуалов — Павловского, Белковского, Дугина, Суркова. Которых власть, использовав, неизменно затем отстраняла, потому что не терпела параллельных центров власти. Вот тут и начинаешь хохотать: ну и где теперь все эти "Наши"? Где идеи "суверенной демократии" или Новороссии? Вместо них сегодня — Никита Михалков, на голубом глазу уверяющий, что Билл Гейтс будет чипировать нас вакциной от коронавируса. Что, к слову, не слишком отличается от страхов, будто американцы тайно собирают в России "биологический материал".
И тут уже не до смеха, потому что непонятно, где Кремль лишь использует конспирологию для укрепления собственной власти, а где начинает сам в эти выдумки верить. Смеяться перестаешь и тогда, когда начинаешь понимать, что многие противники Кремля тоже видят во всем заговор — только, например, вездесущего и за всеми следящего КГБ–ФСБ.
Словом, рекомендация по книге: читать непременно. Причем идеально — вперемежку с теленовостями, а также с "Твиттером" и "Фейсбуком".
По эффекту никакой 3D не сравнится.