Страшно смешно: Пушкинский театральный фестиваль ушёл в онлайн

Автор фото: Вера Саблина
Автор фото: Вера Саблина
Нет худа без добра. Как и все прочее в нашем дивном новом мире, XXVII Пушкинский фестиваль Псковского театра драмы им. А. С. Пушкина ушел в онлайн. И теперь праздник не только на псковских улицах. Съездить к соседям на целую неделю в мае — затея увлекательная, но трудноосуществимая для многих. На этот раз фестивальная программа доступна в любом гаджете, причем не вообще, а по строго определенным дням, часам и правилам.
С 20 мая по 8 июня спектакли бесплатно показывают два раза, в 19:00 и на следующий день в 13:00, на сайте pushfest.ru и в сети "ВКонтакте" в группе Псковского театра драмы (в некоторых товарищеских случаях еще на сайтах журналов "Театр", "Петербургский театральный журнал" и на colta.ru). Сразу по окончании трансляции удаляются во избежание утечек. К программе показов примыкает блог, в котором мгновенно публикуются критические отзывы — да не "пользовательские", а профессиональные: обратная связь обретает не только оперативность, но и невиданную в "бложеском мире" глубину. Показывают преимущественно то, что в офлайне в Псков привезти хотелось, но не получилось: либо денег не хватало, либо местная небольшая сцена без наворотов не позволяла. Плюс уникальные находки вроде чудом найденной видеозаписи спектакля Андрия Жолдака двадцатилетней давности "Тарас Бульба" (2000, Театр–фестиваль "Балтийский дом"), которая произвела фурор, по крайней мере среди знатоков. Увы, этого "Тараса Бульбу" мы уже пропустили. Как и раннюю работу Тимофея Кулябина, как и собственный хайлайт Псковского драмтеатра "Река Потудань" Сергея Чехова (2018): вокруг этого жесткого и жуткого артхауса до сих пор ломаются копья, интересно было бы поучаствовать. Но впереди еще много страшного и смешного. Пробежимся по программе вместе с виновником торжества — худруком Пушкинского фестиваля Андреем Прониным.
2 (19:00) и 3 (13:00) июня — "Последние дни" Сергея Потапова из Минусинска (2016). Из поздней пьесы Булгакова о дуэли Пушкина режиссер, по словам Андрея Пронина, устроил чистое безумие: "Пушкин там появляется эдаким Бастером Китоном, герои превращены в комические маски, при этом финал выходит на высокую поэтическую ноту. Умный, смешной, якутско–языческий трагифарс".
3–4 июня — "Глумов" по пьесе Островского "На всякого мудреца довольно простоты" из Салаватского башкирского театра в постановке Антона Федорова (2017). Московский режиссер, выпустивший, к примеру, "Петровых в гриппе" в "Гоголь–центре", сочинил ни много ни мало "спектакль про ад. Глумов там — сатана, все прочие — сущие монстры. Инфернальное действо производит сильное впечатление даже в записи".
4–5 июня — "Повести Белкина" Тимура Насирова из Магнитогорска (2018). "Насиров ссылается на Баратынского, писавшего, что Пушкин ржал как конь, когда создавал “Повести Белкина”. Мы далеко не всегда считываем, что “Метель” или “Выстрел” — это пародия на условную Дарью Донцову XIX века, а Насиров возвращает Пушкина в исходное, лихорадочно–веселое положение".
5–6 июня — "Дом. Дочь. Дорога" Веры Поповой из Кудымкара (2019). "Капитанская дочка" радикально переложена на современный лад Алексеем Житковским. Спойлер: "В финале выясняется, что это сон сотрудницы музея, находящегося рядом с воинской частью, ее страхи и мечтания, связанные с военными в частности и современными мужчинами в целом".
6–7 июня — "Дама ПиК", поставленная Геннадием Тростянецким в Красноярске (2015). "Игровое, фантазийное и научно–филологическое полотно, в котором режиссер предполагает, что было бы, если б Нарумов стал любовником Графини, Герман выиграл в карты, а Лиза утопилась в Зимней канавке, как в опере, но не в повести".
7–8 июня — "Васса" петрозаводского театра "Творческая мастерская" в постановке Сергея Стеблюка (2017) появилась в программе, в частности, ради тонких актерских работ, в особенности ведущего артиста Псковского театра Евгения Терских.
8 июня (19:00) — закрывает Пушкинский фестиваль "Борис Годунов" Эймунтаса Някрошюса (Литовский национальный театр, 2015). "Этот спектакль полезно пересмотреть не только через призму актуальных для 2014 года политических аллюзий, но и с более широким углом зрения, попробовать по–новому расшифровать образы Някрошюса вроде той же мухи, за которой герои гоняются по сцене минут десять".
На этом хорошие новости не заканчиваются. В Псков все–таки придется ехать осенью: Пушкинский фестиваль состоится и офлайн. Когда — узнаем позже. Что нужно смотреть — расскажем обязательно.