Пугающая пустота: театры в поисках места после карантина

Автор фото: Ермохин Сергей
Петербург во время пандемии.
Театры — не музеи, им закрытие не на пользу. Это картинам хорошо: чем меньше людей и света, тем им лучше. Эрмитажные полотна наверняка наслаждаются этим летом. Первый раз за три четверти века перерыв, никто не пыхтит, не сопит, не кликает — рай. А театр после месяцев простоя станет совсем другим. Представьте себе: полгода не играть — как сойтись вместе? Особенно трудно музыкальным. Навык теряют все, не только балетные, о которых уже столько прозвучало, но и оркестр, хор, да и певцы должны всё вспомнить.
Самая большая трудность — у репертуарного театра, где сегодня "Лебединое", завтра "Князь Игорь", а дальше — Господи прости — "Электра". Театрам, живущим по блочной схеме, значительно проще, они зараз делают один–два спектакля. Их тоже после перерыва подготовить трудно, но все же легче: главное — оркестру сыграться, ну или, соответственно, кордебалету сойтись и поймать общий ритм. Однако наши театры продолжают жить по–старому. И, надо заметить, эпоха карантинного кризиса пока не приносит им множество идей или предложений. Из главных — только Большому удалась здравость: все с 1 июня в отпуске, в августе увидятся. Будем позитивны и поверим, что с сентября играть уж точно разрешат (парад ведь уже можно!).
С нашими театрами, правда, все не до конца ясно. Мариинка, обладающая известным ресурсом на высшем уровне, все еще обещает "Белые ночи". Наверное, получим "Темные". А другие ждут решения городского комитета, которого все нет и нет. Перерыв длится. Выглядит все странно.
Есть примеры. Худшее решение — Метрополитен–опера (и Антверпен), они откроются лишь к Новому году. Многие европейцы пытаются бороться. Зальцбургский фестиваль добился того, что пройдет, хоть и в усеченном формате. Аналогично, но, понятно, кардинально меньше проведут несколько фестивалей в Италии. Начнут с Равенны. Это шанс показать, что все живы. И нужны!
Финская опера верит в открытие в конце августа и показывает, что на карантине можно не только страдать, но и придумывать новое. В конце августа покажут парафраз моцартовского Cosi fan tutte под именем Covid fan tutte с новым либретто. Спектакль в изоляции вместе придумывают главный финский дирижер Эсса–Пекка Салонен и лучшие финские певцы. Обычно они разбросаны по миру, а тут сойдутся. И звезды все споют вместе во главе с легендой мировой оперы — Каритой Маттилой, по масштабу она сильно больше любимой Нетребко будет.
Все мировые оперы и балеты показывали всё это время записи старых спектаклей. С блочной системой и это проще — шло по большей части то, что в прошлом году, а потому перекормленный на карантине зритель ждет нового. Нам и тут тяжелее — выкладывают то, что идет. Потому Большой театр и прекратил показы после беспримерно прекрасной серии — нельзя же весь репертуар вынести онлайн. Большому, правда, повезло с тем, что у него есть пресс–секретарь Катерина Новикова, которая давно стала живым и обаятельным лицом этого театра для балетоманов (и лирикоманов). Каждая ее преамбула или встреча с артистами — это как почувствовать пульс театра. Там так здорово, там все меняется. У Мариинки такого лица, увы, нет, есть просто трансляции. А многим другим театрам и показывать почти нечего. В выигрышном положении вдруг предстало "Зазеркалье".
Михайловский отличился прежде всего интервью Владимира Кехмана. Да, очередной скандал: предложение создать межрегиональную дирекцию оперных театров и сделать некоторые провинциальные базовыми и гастролирующими — в одном все готовится, прокатывается и далее едет по своим краям. Мобильной группой. Многие испугались, но здравость, пусть и жестокая, в этом есть. Увы, при этом многих сократят, но зато можно будет работать над качеством. И экономия!
Ясно одно: если на вынужденном простое не фантазировать, как финны, или не бороться, как австрийцы, и не размышлять (пусть даже как Кехман), начинать придется с пугающей пустоты. Или с рутины, что в принципе одно и то же.