"Драма на шоссэ" и онлайн–программа Александринского театра

Автор фото: Анастасия Брюханова
Труппа Александринского театра в отпуске, но не в отлучке. Артисты продолжают читать подлинные истории докторов, борющихся с коронавирусом, в рамках прекрасной благотворительной акции "Помоги врачам", которую организовали фонд "Не напрасно" и его специальное ковид–ответвление "Что делать". Посмотреть, послушать и что–нибудь пожертвовать на покупку средств индивидуальной защиты для врачей Мариинской больницы нужно в группе театра во "ВКонтакте". Николай Мартон, Петр Семак, Светлана Смирнова, Александра Большакова, Тихон Жизневский и др., и др. сидят у себя дома (предположительно) перед любительскими камерами, и это производит особый эффект соприсутствия. Вот она, новая нормальность коронавирусной эпохи: хоум–видео становится легитимным произведением театрального искусства. Но не всегда.
В отличие от многих и многих театров Петербурга и страны, Александринский на протяжении карантина удерживался от безоглядного производства разного рода онлайн–продукции. Ограничивался показами старых (и качественных) видеозаписей своих спектаклей, не считая легендарной живой трансляции премьеры Теодороса Терзопулоса "Маузер", которая — так уж получилось — дала старт всей эпохе театра в изоляции. И только сейчас тут готовы предъявить городу и миру онлайн–программу, которую, по мысли Валерия Фокина, должны отличать особая художественность (читай, высокое качество) и новые способы взаимодействия со зрителем, продиктованные самим устройством виртуального мира.
Основная программа "Другой сцены" развернется в августе, когда труппа вернется из отпуска. Застрельщиком ее в конце мая выступила онлайн–премьера по рассказу Бориса Акунина "Драма на шоссэ. Судебное разбирательство". Спектакль–перформанс вместе придумали Акунин и Фокин, ставил Антон Оконешников, участвовали в нем помимо артистов театра прямо–таки "лучшие люди города": писатель Татьяна Толстая, режиссер Константин Богомолов, актриса Мария Миронова, журналист Алексей Пивоваров, пианистка Полина Осетинская, историк Николай Сванидзе. Да и цель была благая — сбор средств в фонды "Артист" и "Детский хоспис". Посмотреть постановку еще можно во "ВКонтакте". Сделать это весьма рекомендую, пока видео не снесли из Сети. Хотя Валерий Фокин публично размышлял о возможности повторения и продолжения проекта, едва ли это осуществимо. Финал акунинского детектива предрешен заранее. Мы уже знаем все, что знает ежик с того самого "шоссэ", а значит, новому пулу присяжных интерактивно спорить в zoom–конференции больше не о чем.
Интересный получился контраст. Художественность была налицо. Блестящая работа видеооператоров, монтажеров, аниматоров, звукорежиссеров, художников по свету и всему остальному, мастеров стриминговых дел и иже с ними: "картинка" со сцены Александринского театра транслировалась великолепная. Отличные, кинематографически крупно снятые актерские работы: трагически подергивающийся подсудимый (Виктор Шуралёв), его трепетная правдолюбка–жена (Елена Вожакина), убитый горем купец Скоробогатов (Петр Семак), архетипически злобный прокурор (Игорь Масюк), адвокат–растрепа (Степан Балакшин), пародийный хват–поручик (Александр Лушин), горничная с отличным слухом (Анна Блинова). Труднее всего пришлось судье — Игорю Волкову. Ему пришлось не роль играть, а выполнять функцию интернет–модератора. Присяжные, наблюдавшие за предлагаемыми Акуниным обстоятельствами в неважнецки работающем zoom’е, изо всех сил сопротивлялись правилам игры: отказывались обвинять или оправдывать героев, требовали подробностей, доследования, а то и прозревали финальный парадокс, адресуясь не к персонажам спектакля, а напрямую к его автору или самому жанру старого доброго детектива. Увы, все их рассуждения в прямом эфире ни на что не повлияли. Драма была доиграна, ежик предъявлен, чем дело кончилось — не пожалейте времени, узнайте лично. Однако интерактивность оказалась мнимой, интернет–непредсказуемость — не достигнутой.
Надо надеяться, что в августовской серии проектов "Другой сцены" ее куратор (он же режиссер "Драмы на шоссэ") Антон Оконешников вполне освоит не только художественные средства, но и онлайн–цели. К примеру, в его интерактивном спектакле "Театр у аппарата" зрители смогут взаправду влиять на ход разговора с корифеями Александринского, а онлайн–консультации в жанре мокьюментари Information delivery Дмитрия Крестьянкина как–нибудь да повлияют на самого зрителя. В любом случае нам будет что обсудить: реальный мир — реальным миром, а виртуальный театр уже с нами. И это насовсем.