Проще доплыть: намыв может стать худшим примером застройки без инфраструктуры

Автор фото: Ермохин Сергей
Намыв Васильевского острова. ЖК "Я - романтик"
Уже сейчас более 10 тысяч жителей высоток на намыве Васильевского острова остро ощущают отсутствие дорог, имея с "большой землей" лишь единственную узкую двухполосную связь. В ближайшее десятилетие население здесь увеличится до 70 тысяч человек. Успеет ли увеличиться дорожная инфраструктура — однозначно сказать сложно.
Право освоения акватории площадью 476 га в 2006 году получила компания "Терра Нова", заплатив за это $5,3 млн, договор был заключен сроком до середины 2019 года. Поскольку проект реализовывался не очень быстро, летом прошлого года его продлили на 7 лет. Такую лояльность городских властей некоторые объясняют тем, что "Терра Нова" перешла под контроль Сбербанка весной 2018 года. Правда, уже осенью банк был готов продать компанию, но потом отменил торги.

Дома наши, дороги ваши

По соглашению со Смольным "Терра Нова" должна не только намыть новые территории, но и обеспечить их инженерными сетями для будущей застройки, возвести пассажирский терминал порта "Морской фасад".
Город обязался взять на себя строительство дорог и социальных объектов. Но позже Смольный заявлял, что готов профинансировать только проектирование, оплачивать остальное должны застройщики.
Строительство жилья на намыве ведут компании "Лидер Групп", Seven Suns, Glorax Development и "Группа ЛСР". Теперь же в комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) "ДП" сообщили, что выполнение строительно–монтажных работ снова планируется за счет средств бюджета.
Подготовку к строительству новых дорог на намыве власти начали осенью 2017 года: тогда КРТИ объявил тендер стоимостью 37,7 млн рублей на выполнение инженерных изысканий и проектирование семи улиц. Заявка поступила только от "Ленгипроинжпроекта", но подряд институт не получил. Осенью 2018 года был объявлен новый аукцион, но уже на 77,9 млн рублей, и число улиц увеличилось в 2 раза. Контракт достался институту "Севзапинжтехнология", который снизил начальную цену до 49 млн рублей.
Проект должен был быть готов к середине ноября 2019 года, но, согласно сайту госзакупок, контракт до сих пор не закрыт, а его исполнение отложено до середины декабря 2020 года.
Из 49 млн рублей подрядчику фактически оплачено 43,5 млн.
"Планируемый срок получения положительного заключения государственной экспертизы по проектной документации — август 2020 года. Сроки выполнения строительно–монтажных работ будут определены после получения положительного заключения экспертизы", — прокомментировали в КРТИ.
К слову, в рамках строительства должно быть обеспечено подключение улично–дорожной сети на намыве к Морской набережной посредством путепроводов через ЗСД с обустройством подходов к ним. Сейчас такой путепровод только один.

Классическое Девяткино

Несмотря на то что в документации к разработке проекта некоторые дороги обозначены номерами (магистраль № 1, магистраль № 7 и т. д.), в 2017 году им уже были присвоены названия: ул. Чирикова, бульвар Александра Грина, ул. Вадима Шефнера и пр. Здесь, в частности, уже стоят новые дома ЖК "Я — Романтик" и "Капитан Немо".
По мнению эксперта Ассоциации транспортных инженеров Владимира Валдина, улицы на намыве существуют лишь номинально из–за необходимости привязать дома к адресам.
"Это больше напоминает технологические подъезды, а не дороги. На такой инфраструктуре очень сложно организовать движение индивидуального транспорта, а про общественный — с учетом действующих ГОСТов — придется вообще забыть. К сожалению, покупателей жилья это устраивает, да и закон ничем не обязывает девелоперов. Здесь будет классическое Девяткино, причем очень скоро. Не лучше ситуация и во всех новых районах: Кушелевская дорога, Славянка, Дальневосточный пр., Парфеновская ул. Сейчас все крупные пятна застройки в городе такие — ни внешней транспортной инфраструктуры, ни внутренней", — считает эксперт.
По мнению Валдина, напрасно надеяться, что перспективная развязка с ЗСД в районе Шкиперского протока что–то изменит в лучшую сторону. Она лишь добавит новые автомобильные потоки.

Не развяжется

Строить эту развязку, соединяющую ЗСД с южной частью Васильевского острова, как и еще две (на пересечении с Новым шоссе и с Шуваловским пр.), власти Петербурга собирались еще в 2016 году, когда заканчивались работы на центральном участке ЗСД.
Поскольку развязка на Васильевском острове самая сложная и дорогая из трех, город не закладывал на нее деньги и не мог озвучить конкретные сроки строительства. Предполагается, что она будет иметь семь съездов, кроме того, должна быть построена новая улица и реконструирован Шкиперский мост. Весной 2019 года был утвержден проект планировки территории (ППТ) на данный объект, а в 2020 году чиновники планировали объявить конкурс на строительные работы. Закончить их предполагалось в 2022–м.
По информации комитета по инвестициям, на 2020 год в бюджете средства на новую развязку ЗСД со Шкиперским протоком не предусмотрены.
"Решит ли проблему развязка ЗСД? Я не уверен. Дело в том, что ЗСД скорее заинтересован сделать съезд в сторону старой части острова. А будет ли новая застройка подключена к этой развязке, еще неизвестно. Ведь для этого нужно построить участок пр. Крузенштерна. Но кто его станет строить, непонятно. А если он и будет построен, то, конечно, им начнут пользоваться не только жители намыва. Поэтому там, где сейчас люди живут, условно, с видом на море, в будущем будет магистраль с интенсивным движением, в том числе и грузовым, ведь порт "Морской фасад" планирует обслуживать и грузы, а специальную развязку с ЗСД для съезда в порт строить не стали", — отмечает транспортный инженер и эксперт комиссии ЗакСа по городскому хозяйству Дмитрий Баранов.
По его мнению, все проблемы, которые сейчас есть на намыве, ожидаемы и закономерны: люди живут на стройплощадке, где дома строятся вперед дорог.
"И это, к сожалению, для нашего города обычное дело. Город не хочет тратить на это деньги, пытается привлечь застройщиков, а застройщики обходятся минимумом, лишь бы как–то можно было подъехать. Вообще вся история с намывом — гигантская авантюра. Удивляюсь, почему эта вопиющая градостроительная ошибка невероятных масштабов вызывает так мало внимания", — говорит Баранов.
Внутриквартальные проезды, обеспечивающие движение вдоль квартала "Светлый мир “Я — Романтик…”", были построены силами компании Seven Suns Development. Таким же способом была проложена дорога к жилому комплексу и заасфальтирован мост–перемычка от Морской набережной. До сих пор эта перемычка над ЗСД является основной дорогой, по которой ежедневно перемещаются тысячи жителей намыва.К сожалению, город до сих пор не взял существующие проезды на баланс, поэтому сегодня нет возможности официально организовать движение, установить знаки, нарисовать пешеходные "зебры". "Намывчане", как себя называют жители, каждый день вынуждены терпеть неудобства из–за дорог, которые фактически есть, а на бумаге отсутствуют.
Алексей Бушуев
директор по продажам Seven Suns Development