"Погоня за хайпом": Петербург внёс свой вклад в главный военный храм

Автор фото: Михаил Метцель/ТАСС

Петербургская фирма создала отделку главного храма ВС РФ в рекордные сроки.

Одной из самых обсуждаемых тем последнего времени в интернете стал храм Воскресения Христова в Одинцово, более известный как главный храм Вооруженных сил России. Керамическую отделку церкви создала петербургская фирма "Паллада". Чтобы выполнить масштабный заказ, менеджменту предприятия пришлось решить ряд нетривиальных задач.
Как рассказал "ДП" генеральный директор "Паллады" Константин Лихолат, работа над проектом заняла 8 месяцев. Именно готовность выполнить работу в сжатые сроки стала одним из главных преимуществ, позволивших "Палладе" обойти конкурентов на конкурсе.
"Наверное, ничего масштабнее мы никогда не делали. Общий объем заказа — это более 2 тыс. м керамики, более 100 т сырья, переработанного в изделия. Было произведено более 600 обжигов в печах. На производстве и монтаже работали около 200 человек", — рассказывает Лихолат.
Для нижнего храма "Паллада" изготовила входную группу, киоты, наличники дверей, своды арок, иконостас и стеновые панели. Также была создана отделка баптистерия и заалтарного пространства. Для фасадов изготовлено шесть больших керамических икон.
Работы шли непрерывно, проектирование велось параллельно с производством и монтажом. Для ускорения процесса художникам–керамистам пришлось пойти на специфические меры. Так, например, в печи изначально закладывалось несколько большее количество изделий, чем значилось в заказе. Этот запас позволял подстраховаться на случай появления брака. Расход сырья в итоге получался больше, но зато достигалась существенная экономия времени.Свои коррективы внесла и пандемия коронавируса, которая началась в самый разгар процесса. Основному составу приходилось буквально жить на работе, чтобы свести контакты с посторонними (и, соответственно, вероятность заражения) к минимуму. А все помещения и оборудование каждый час обрабатывались антисептиком. Кроме профилактических мер на производстве пришлось также срочно перестраивать логистику, чтобы изготовленная в Петербурге керамика максимально быстро попадала на подмосковную стройку. Отправка производилась почти каждый день, так что оформление всех необходимых пропусков и контроль за здоровьем водителей требовали постоянного внимания.Сумму контракта предприятие не раскрывает, но руководитель "Паллады" отмечает, что такие заказы в большей степени работают на репутацию, чем на извлечение прибыли. Кроме того, работа в экстраординарных условиях оказалась неплохим стресс–тестом для всех производственных и управленческих цепочек.
"То, как мы прожили всей командой это время, — это лучший тимбилдинг, который только может быть. Это сплотило коллектив, обнажило скрытые ранее проблемы. Я как руководитель нашел для себя массу всего, что можно реорганизовать в работе. И это тоже выгода! За такую аналитику часто платят огромные деньги, а мы все отработали на практике", — добавляет Лихолат.
К обсуждению проекта, захлестнувшему соцсети, Константин Лихолат относится сдержанно, предлагая тем, кому не нравится храмово–музейный комплекс, для начала побывать в нем и составить собственное "живое" впечатление, вместо того чтобы судить по фотографиям в интернете. По его мнению, пока что большинство критиков занимаются "погоней за хайпом и негативом" вместо конструктивной дискуссии.
Между тем в среде специалистов претензии предъявляются не только к внешнему виду, но и к самой концепции главного храма ВС РФ. Кандидат исторических наук Николай Рогулин считает, что в Одинцово построен "непонятный новодел", притом что в стране хватает храмов, непосредственно связанных с военной историей. В качестве примеров он приводит петербургские Троицкий собор, являвшийся в Российской империи храмом лейб–гвардии Измайловского полка, или Никольский морской собор, окормлявший моряков российского флота. Попытка заменить "намоленные" места, пережившие реальные войны и победы, новым храмом кажется историку странной.Есть замечания и к музейной составляющей. "Я не знаю, какие знамена там выставлены, подлинники или новоделы. Если новоделы, то это просто безобразие. А если подлинники, то знамена так не экспонируются. Они через год все посекутся, если будут просто висеть на древках!" — комментирует Рогулин, в прошлом занимавший должность заместителя директора Мемориального музея А. В. Суворова.
Исследовательница истории военно–храмового строительства Анна Ивицкая указывает на то, что храм в Одинцово слабо соответствует традициям, сложившимся во времена Российской империи. "Ни один воинский храм или храм–памятник за всю историю военно–храмового строительства не обладал огромным количеством сложносочиненных смыслов. Это памятник не про Бога, а про триумф власти. Если у создателей была задача построить нечто немыслимо грандиозное, то это им удалось. Но, к сожалению, это сделано без привязки к истории военно–храмового строительства, с присущим нашей эпохе дилетантизмом. Если в воинских храмах Российской империи в стилистике внутреннего убранства мы видим победу добра над злом, то в этом храме скорее читается лозунг “можем повторить”. О подобном подходе можно говорить, но при чем здесь православие?" — подчеркивает она.