Глобальный конфликт и поиск диалога: контекст статей Путина, Патрушева и Медведева

Автор фото: Коллаж Алены Марченко, фото: Алексей Никольский/ТАСС

О чём писали руководители Совбеза.

Политики тоже утомились на карантине. В течение недели вышли сразу три политических текста, претендующие на роль программных:
Понятно, что приближение голосования по Конституции и завершение эпидемии ускоряют политическое время. Несмотря на то что тексты посвящены разным темам, на уровне контекста они об одном. Примечательно, что политические тексты родились у высших руководителей Совета безопасности России. Похоже, что подлинный политический диалог по аналогии с советским Политбюро у нас проходит именно в Совбезе.
В целом программные тексты вызывают двойственное впечатление. С одной стороны, сделаны верные исторические фиксации у Путина, но при этом налицо идеологические допущения у Патрушева, и при этом практически отсутствует собственно российское видение будущего, хотя именно на осмысление будущего претендует текст Медведева.
Итак, высшие руководители прямо высказывают предчувствие нового глобального конфликта: Путин проводит аналогии с ВОВ и Второй мировой, Патрушев вскрывает идеологические основания нового конфликта, а Медведев приводит примеры из эпидемии коронавируса.
При этом во всех трёх текстах нет главного — ответа на вопрос, готова ли Россия предложить альтернативы текущему миропорядку, который в очередной раз скатывается в конфликт всех со всеми. В качестве альтернативы предлагается активный диалог и примат национального суверенитета. Однако невозможно вести диалог, когда тебя рассматривают в качестве жертвы. Примат национального суверенитета на постсоветском пространстве не работает со времён войны в Нагорном Карабахе, а крымский прецедент показал готовность России к расширению национальных границ без оглядки на ООН.
Поэтому если эти политические тексты являются началом глубокой политической дискуссии внутри правящей прослойки, то их стоит только приветствовать и расширять эту практику. При этом для России более актуальны программные тексты относительно будущего экономики и общественного устройства. Потому как с геополитикой и способностью защитить себя более-менее понятно.

Путин: не допустить мировых конфликтов и восстановить диалог

Владимир Путин концентрируется на анализе предпосылок Второй мировой и Великой Отечественной войн и задаётся вопросом, извлекло ли мировое сообщество уроки из самой глобальной войны в истории человечества. 2/3 текста — это историческая политинформация о механизмах втягивания мира в глобальный конфликт и примеры двурушничества политических элит Британии, США, Польши и непреклонной политики СССР в деле сохранения мира и борьбы с нацизмом. В резолютивной части Владимир Путин предлагает инициировать диалог между членами Совбеза ООН, потому как шансы на повторение мирового конфликта крайне высоки.
Для тех, кто не будет читать статью в оригинале, вот подборка ключевых политических тезисов:
"Наша ответственность перед прошлым и будущим — сделать всё, чтобы не допустить повторения страшных трагедий".
"...Есть потребность продолжить анализ причин, которые привели к мировой войне, размышления о её сложных событиях, трагедиях и победах, о её уроках — для нашей страны и всего мира".
"Подлость бывает намеренной, лицемерной, вполне осознанной, когда в заявлениях по поводу 75-летия окончания Второй мировой войны перечисляются все участники антигитлеровской коалиции, кроме СССР. Подлость бывает трусливой, когда сносят памятники, воздвигнутые в честь борцов с нацизмом, оправдывая постыдные действия лживыми лозунгами борьбы с неугодной идеологией и якобы оккупацией. Подлость бывает кровавой, когда тех, кто выступает против неонацистов и наследников бандеровцев, убивают и сжигают".
"...Многие наши партнёры пока не готовы к совместной работе. Напротив, преследуя свои цели, они наращивают против нашей страны количество и масштаб информационных атак, хотят заставить оправдываться, испытывать чувство вины. Принимают насквозь лицемерные политизированные декларации".
"...На наш взгляд, целесообразно обсудить шаги по развитию коллективных начал в мировых делах. Откровенно поговорить о вопросах сохранения мира, укрепления глобальной и региональной безопасности, контроля над стратегическими вооружениями, совместных усилий в противодействии терроризму, экстремизму, другим актуальным вызовам и угрозам".

Патрушев: остановить неолиберализм, разрушающий традиционные ценности здорового общества

Секретарь Совбеза России обращается к теме национальной безопасности, вызванной процессами глобализации. Россия представляется островком здравого смысла и традиционных ценностей, на которых зиждется мир в обществе и порядок в государстве.
При этом выбрана стратегия осаждённой крепости: заявки России менять глобальный миропорядок нет, но зафиксирована ценность суверенитета и отказ от глобализации на неолиберальной платформе. Удивительно, что при противопоставлении глобалистского Запада и традиционалистской России совершенно выпадает из контекста Китай, который как раз и является примером встраивания в глобальную экономику при сохранении традиционных ценностей. Думаю, что дальнейшая дискуссия о ценностях без учёта китайского опыта просто невозможна.
Ключевые тезисы:
"В социальной сфере неолиберализм насаждает индивидуализм, эгоизм, культ наслаждения, безудержного потребления, абсолютизирует свободу любого самовыражения".
"Идёт стремительное уничтожение среднего класса, который как раз и являлся консервативным большинством, обеспечивавшим сохранение традиционных ценностей".
"Новые западные ценности превратились в навязывание миру чуждого мировосприятия. Идеологи Запада ставят целые страны и народы перед выбором — либо вы принимаете "универсальные ценности", либо ваши ценности будут неправильными, аморальными".
"...На фоне деградации системы международных отношений и международной безопасности коллективный Запад стремится внедрить неолиберальные догмы в сознание российских граждан и наших соотечественников по всему миру".
"Россия, по сути, предлагает новый цивилизационный выбор, содержание которого включает равенство, справедливость, невмешательство во внутренние дела, отсутствие менторского тона и каких-либо предварительных условий для взаимовыгодного сотрудничества".
"Россия предлагает возведение национального суверенитета, в том числе культурного и духовно-нравственного, в статус величайшей ценности и основы последующего строительства человеческой цивилизации".

Медведев: адаптировать Россию к новым глобальным вызовам на примере эпидемии

Зампредседателя Совета безопасности на примере эпидемии коронавируса высказывает предположение о том, каким будет новый мир, на какие ограничения придётся идти государствам и до какого уровня свернётся процесс глобализации. При этом сделан упор на цифровизацию экономики, а в качестве мер поддержки видится поддержка наёмных работников и частных предпринимателей. Собственно экономических идей в тексте нет, как и проектных предложений. В качестве выхода из кризиса предлагается всё тот же диалог.
Ключевые тезисы:
"Россия практически сразу после начала пандемии выступила с инициативой о снятии санкций, чтобы облегчить наиболее пострадавшим странам доступ к необходимой помощи. Нас сразу же обвинили в том, что мы преследуем какие-то собственные интересы, хотя в резолюции речь шла не о России, а о тех государствах, которые находятся в крайне тяжёлом положении (например, о Венесуэле или Иране)".
"...В целом ряде случаев государствам придётся пойти на прямое сотрудничество, которое я бы назвал "вынужденным".
"Все примутся подозревать друг друга во всём, каждый новый вирус будет объявляться биологическим оружием. Это рискует спровоцировать невероятную международную напряжённость, которая легко может перерасти в полноценную, а не так называемую "гибридную" войну".
"...В 2020 г. из-за кризиса мировую экономику ждёт спад до 3% по отношению к 2019 году. Это максимальная величина падения мирового ВВП со времён Второй мировой войны. Для сравнения: во время последнего глобального финансово-экономического кризиса в 2008–2009 гг. максимальное годовое падение составляло всего лишь 0,1%".
"...В краткосрочной перспективе ВВП перестанет быть критически значимым критерием для оценки динамики развития".
"Во-первых, постепенное снятие всех ограничений, ориентиром для чего являются готовность и оснащённость медицины для борьбы с пандемией. Во-вторых, поддержка людей, которая, в том числе, должна касаться наёмных работников и индивидуальных предпринимателей. <...> В-третьих, работа, направленная на стимулирование предложения, — посредством, прежде всего, снижения издержек, которые испытывают компании в связи с ведением бизнеса. <...> В-четвёртых, дальнейшее упорядочение контрольно-надзорной деятельности. В-пятых, максимально возможное в текущей ситуации сохранение бюджетных обязательств, включая инвестиционные".