Цифровые тела и прозрачность: три спектакля фестиваля "Точка доступа"

Главный смотр отечественного цифрового театрального искусства лета–2020 — фестиваль "Точка доступа" — вовсю идет и идти будет еще долго. Обозревать его многомесячную программу — все равно что пытаться за один присест выучить расписание, скажем, "Звезд белых ночей" (в нынешнем году отмененных). Ну почти. На "Звездах", как мы знаем, много репертуарного "ходового товара" с хорошо известными приглашенными звездами. На "Точке доступа" — только новейшие, часто специально созданные в копродукции с фестивалем проекты, звезды — преимущественно будущие, в репертуаре — ничего проходного. Есть и сходство: спектакли идут сериями, на них надо покупать билеты и приходить — пусть и не в театр, а к экранам своих компьютеров — вовремя. Самый что ни на есть прямой эфир — ключевое условие игры.
На этой неделе, а потом на протяжении всего июля "Точка доступа" требует от нас особого внимания. Об июле речь пойдет в следующей заметке: добрая часть расписания будет опубликована позже. А вот о ближайшем будущем поговорим прямо сейчас. Благо именно его рисует один из самых, пожалуй, сильных спектаклей фестиваля: "Быть Ариэль Ф. Прямой эфир" швейцарского видеохудожника Симона Сенна совместно с Theatre Vidy–Lausanne. Российская онлайн–премьера состоялась 20 июня, ближайшие показы — 27 июня и 4 июля.
Аннотация к проекту так подробно излагает его предысторию (и собственно историю, повествуемую нам), что спойлеров можно не бояться. Покупка цифрового тела анонимной девушки в интернет–магазине, "оживление" его с помощью технологии захвата движения, вселение перформера в это тело и последовавшие за ним этические, юридические, художественные и экзистенциальные вопросы, переговоры и даже путешествия — Симон Сенн ведет линейный рассказ с прямотой и искренностью документального театра. Попутно выдает в эфир искусно подготовленный видеоряд. Финал насколько логичен, настолько и сногсшибателен (посмотрите сами!). Сколько бы вопросов ни задавали зрители участникам проекта, обсуждать увиденное и услышанное захочется еще долго и лучше бы с посетившими спектакль единомышленниками.
Какими будут практика и этика уже родившегося (а значит, стоящего на пороге бурного развития и всеобщего распространения) рынка виртуальных копий реально существующих людей? Где пролегает граница между человеком и его оцифрованной оболочкой, а в конечном итоге — между вашей личностью и вашим телом? Так ли незыблема стена между органическим и искусственным, живым и мертвым? Когда Симон Сенн надевает датчики захвата движения, прекрасное, неподвижное 3D–тело его "Ариэли" начинает хаотично скручиваться, распадаться на фрагменты, какие не снились Пикассо. Мертвое изображение собирается в нечто человекоподобное — и вот оно уже танцует, поет, обретает душу. Жуткая картина, чистый Стивен Кинг (или Пигмалион, кому что). И это только один из множества тревожных образов, которые автор транслирует столь ненавязчиво, что расшифровывать их приходится нам.
Примерно о том же, о проницаемости границ цифрового мира, повествует проект Cloudme Марии Пацюк и Николая Мулакова (ближайшие показы — 24 и 26 июня). Перформеры отдают в управление одному из участников действа мышь своего личного компьютера: тот может рыться в файлах, фотографиях, соцсетях и творить что вздумается. На акциях публичного взлома своего цифрового "жилища" перформеры, как говорят, уже рыдают, а иной раз и волевым усилием останавливают технически подкованных вуайеристов. Болезненный опыт заставляет задуматься об уязвимости личности, давно вышедшей за пределы тела. И не только об этом, конечно.
В этом бурном онлайн– море "Спектакль в коробочке" петербургской Театральной лаборатории "Вокруг да Около" кажется райским островом. Сайт, по сюжетам–коробочкам которого можно бродить самостоятельно (бесплатно и в любое время), выбрать авторскую сборку или записаться на спецпоказ с комментариями авторов Жени Лисички, Дарьи Бреслер, Влады Миловской и Лейлы Алиевой (в июне мест уже нет, ближайшие доступные показы — 2, 5 и 11 июля), не требует душевного напряжения, но и не позволит сильно отвлекаться от экрана компьютера. Перевод аудиобесед с венецианцами (на темы от фашизма 1920–х до плесени, русалок и прозрачности) нужно читать. Несложные визуальные эффекты лучше видеть. И только цитаты из раннесоветского школьного романа и воспоминаний о Петрограде 1920–х, снабженные легким саунд–дизайном, можно просто слушать. Спектакль похож на необязательное отпускное чтение — лучший способ помечтать о Венеции, пока в ней нельзя очутиться.