"Ничего похожего не было": эксперты оценили решения ВОЗ в борьбе с коронавирусом

Автор фото: Сергей Коньков

Права ли была ВОЗ, рекомендовав ввести жесткие ограничения для предотвращения распространения коронавируса? В основном да, но кое в чем — нет.

Опрошенные "ДП" эксперты считают, что объявление пандемии вполне обоснованно, а карантинные меры, за редким исключением, не являются избыточными.
Пандемия была объявлена 11 марта 2020 года. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), на момент объявления пандемии COVID–19 случаи заболевания были зафиксированы в 114 странах, число заболевших превысило 118 тыс. человек, из которых 4291 пациент умер.
При этом, по оценкам ВОЗ, ежегодные эпидемии обычного сезонного гриппа приводят к 3?5 млн случаев тяжелой болезни и к 290?650 тыс. смертей.
Однако, как рассказали опрошенные "ДП" эксперты, согласно основам эпидемиологии, количество случаев для оценки пандемии не имеет значения. В первую очередь при определении пандемии имеет значение географический фактор — то есть если эпидемия перестает носить локальный характер и начинает распространяться за пределами одной страны. По словам экспертов, для того чтобы объявить пандемию, ВОЗ может быть достаточно двух–трех стран. В связи с этим объявление пандемии, сделанное ВОЗ, — мера вполне обоснованная.
"Пандемия, вероятно, все–таки существует, и тому есть как минимум три причины. Во–первых, заражения фиксируются практически во всех странах. Во–вторых, SARS–CoV–2 отнесен ко 2–й группе патогенности в силу пути передачи и длительного инкубационного периода, в течение которого заболевший становится заразным. В–третьих, отсутствуют доказанная эффективная этиотропная терапия и вакцины", — поясняет Андрей Поздняков, к.м.н., инфекционист, главный врач ООО "Инвитро–Сибирь".
В документах ВОЗ действительно не называется конкретных цифр, при которых объявляется пандемия. Исходя из официальных источников организации, пандемия — это распространение нового заболевания в мировых масштабах, при этом общее число тяжело заболевших может варьироваться.
По данным ВОЗ, в настоящий момент в мире зарегистрировано более 8,7 млн подтвержденных случаев заболевания COVID–19 и 461,7 тыс. летальных исходов.

Избыточны ли меры?

Недоверие к действиям ВОЗ подогрела информация о недавнем выступлении техруководителя ВОЗ по Сovid–19 Марии Ван Керкхов, которая якобы заявила о том, что пандемии нет, поскольку COVID–19 почти никогда не распространяется через бессимптомных носителей.
"Данная новость является типичным когнитивным искажением, — считает Антонина Обласова, биолог, партнер ООО “Лахта Клиника”. — Нам всем очень хочется поскорее вернуться к обычной жизни, и мы выхватываем из информационного потока отдельные моменты, которые подтверждают то, что нам нравится. В реальности же, отвечая на вопрос журналиста о роли бессимптомных носителей вируса в распространении инфекции в обществе, Мария Ван Керкхов сказала, что их вклад минимален и что гораздо эффективнее сосредоточиться на изоляции людей с явными симптомами. И это действительно так".
Эксперты считают, что в известной степени некоторые меры, рекомендованные ВОЗ, были все же избыточны.
"Сейчас уже можно говорить о том, что широкое обследование контактных и выявление большого количества бессимптомных носителей — мера, наверное, излишняя, — говорит Андрей Поздняков. — Но поначалу, в силу отсутствия знаний о заразности, она была оправданной. Все остальные меры, принятые ВОЗ, не являются излишними. Заразность бессимптомных носителей на сегодняшний день считается намного более низкой, чем людей, имеющих симптоматику. Но полностью говорить о том, что бессимптомные носители незаразны, нельзя".
Опасность и непредсказуемость вируса SARS–CoV–2 красноречивее всего подтверждается очень высокой смертностью врачей во всем мире.
По словам экспертов, до нынешней пандемии инфекционисты крайне редко заражались, несмотря на то что никогда раньше они не были обеспечены такой мощной индивидуальной защитой, как сейчас, их средства защиты были ограничены масками, бахилами и перчатками.
"Вирус абсолютно новый в популяции, высокопатогенный, и действительно в обозримом прошлом ничего похожего на нынешнюю пандемию не было, — вспоминает Андрей Поздняков. — Несмотря на то что иммунитет медиков “натренирован” на противодействие инфекциям, в сегодняшних условиях он перестает защищать в силу высокой и постоянной вирусной нагрузки".
Как объяснил эксперт, в сочетании с переработками врачей (длительный контакт с вирусом), постоянной стрессовой ситуацией иммунная система начинает сбоить и дает неадекватный ответ в виде часто развивающегося у медработников цитокинового шторма.
Противоэпидемические меры в текущей ситуации очень важны и должны продолжаться. Человек без симптомов с положительным мазком на коронавирус — это кто? Бессимптомный носитель или тот, кто через пару дней разовьет все признаки болезни? В момент теста мы этого не знаем. У любой инфекции есть инкубационный период — это отрезок времени от первичного контакта с патогеном до первых клинических проявлений болезни (симптомов). Если мы не знаем, когда произошел контакт, то даже примерно предсказать, когда разовьются симптомы и человек станет заразным, не сможем. Это может произойти в час пик, когда он едет с работы в переполненном вагоне метро. Легкие симптомы человек может и не заметить. Именно бессимптомно в течение всего периода COVID–19 проходит всего у 15% заразившихся. Да, их вклад минимален, но у нас нет хрустального шара, чтобы узнать, заболеют они или не заболеют вообще.
Антонина Обласова
Биолог, Партнер Ооо "Лахта Клиника"