От разочарования к депрессии

Прошлый год не оправдал ожиданий игроков рынка частной медицины, а перспективы нынешнего не вселяют оптимизма

Прошедший, 2019 год не принес выдающихся результатов участникам петербургского рынка коммерческой медицины, а текущий год может только ухудшить ситуацию. По оценке опрошенных "ДП" экспертов, в 2019 году оборот частных медицинских услуг в Петербурге, включая сегмент ДМС, составил 62,2 млрд рублей. Как и прогнозировали аналитики, рост по сравнению с предыдущими годами оказался небольшим — в пределах 8%.

Добровольный сегмент сужается

Негативное влияние оказал целый ряд факторов. Ключевым из них стало продолжившееся перераспределение денежных трат населения: после кризиса 2015 года россияне начали экономить на платных медицинских услугах, предпочитая вложения в различные инвестиционные инструменты. Не оправдались надежды игроков и на увеличение финансовых объемов в секторе ОМС, за счет которых клиники могли бы существенно поправить свои финансовые показатели.
"Доля услуг по ДМС еще больше сократилась, при этом с ОМС, по всей видимости, тоже не все так гладко, поскольку получить справедливую долю рынка в этом сегменте петербургским частным клиникам не удалось", — рассказывает руководитель медицинского департамента "СМ–Клиника Северо–Запад" Сергей Пониделко.
В свою очередь, генеральный директор ООО "АВА–ПЕТЕР" (сеть клиник "Скандинавия" и "Скандинавия АВА–ПЕТЕР") Дмитрий Тимохин отмечает, что в этом смысле Петербург не лучшим образом выглядит на фоне других регионов страны. "Если в целом по России частные клиники растут за счет оказания высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) по полисам ОМС, то в нашем городе ВМП по ОМС в основном развивают федеральные медицинские центры", — говорит эксперт. Как рассказал Александр Солонин, генеральный директор Ассоциации частных клиник, по итогам 2019 года доля частных услуг в системе ОМС Петербурга составила всего 2,9%.
Еще одним разочарованием года стала телемедицина. "Телемедицинские технологии могли бы стать основным фактором перемен в 2019 году, — убежден Роман Константинов, руководитель группы компаний “Эко–безопасность”. — Но их нет, потому что телемедицину законом утвердили, а подзаконными актами фактически отменили".
По мнению Дарьи Горякиной, заместителя генерального директора по коммерции лабораторной службы "Хеликс", медленное развитие телемедицины можно объяснить отсутствием возможности постановки диагноза, а также недостаточно активно растущим страховым рынком и желанием работодателей снизить затраты на ДМС.
Эксперты считают, что во многом в 2019 году рынок не просто не прогрессировал, а откатил назад. По словам Сергея Пониделко, как и на заре развития, сейчас наиболее перспективной остается работа с физическими и юридическими лицами, которые ценят плюсы лечения в частных клиниках и готовы за это платить. При этом если в 2018 году петербургские провайдеры частных медуслуг даже и не думали идти по пути снижения тарифов, то в 2019–м многим компаниям, чтобы сохранить поток пациентов на приемлемом уровне, пришлось принимать решение о сдерживании цен.

Укрупнение как неизбежность

К глобальным трендам, имеющим негативное влияние на небольших игроков, эксперты относят консолидацию рынка, которая длится уже не первый год.
"На рынке остаются в большей степени крупные игроки, которые могут обеспечить стабильное качество услуг, гибко подстраиваются под меняющуюся конъюнктуру с точки зрения предложения новых услуг и сервисов, имеют запас прочности и выгодные условия от поставщиков. Мелкие игроки или уходят, или выстраивают франчайзинговые отношения с кем–либо из крупных участников, начиная работать под их брендом", — комментирует Дарья Горякина.
Кроме того, продолжается экспансия федеральных компаний. Так, в прошлом году на рынок Петербурга вышла медицинская группа "Мать и дитя", открывшая первую клинику на Васильевском острове, холдинг "Медси" приобрел медицинские центры "Медем" и "Семейный доктор", началось возведение медцентра "Согаз" в Юкках. Значимым событием стало и открытие в ноябре 2019 года новой клинико–диагностической лаборатории группы компаний "Инвитро", ставшей единым центром этой сети по диагностике порядка 90 различных аутоиммунных заболеваний, в том числе таких, как целиакия, аутоиммунный гастрит, аутоиммунные гепатиты разных типов и др.

Выживет расторопный

Частные клиники оказались в числе секторов экономики, наиболее пострадавших от пандемии. Исключение составляют компании, работающие в сегментах медицинской диагностики, лабораторных исследований, скорой помощи.
В целом же, по оценкам экспертов, рынок упал на 75–80%. "Медицина, если она качественная и имеет устойчивые связи с пациентами, всегда легче других отраслей переживала кризисы. Но в этот раз все намного сложнее. Последняя неделя марта и апрель оказались катастрофическими практически для всех клиник. Часть из них уже совсем закрылась", — рассказывает Татьяна Романюк, генеральный директор клиники "ЕМС".
По мнению главного врача медицинского центра "Капитал–Полис" Марии Шакиной, запрет на плановую помощь и работу совместителей оказал разрушительное действие на частную медицину. "В апреле прибыль снизилась на 75%, в мае — приблизительно на 60%, — говорит Мария Шакина. — Вряд ли выживут маленькие клиники. На плаву останутся крупные, а также те, кто работает со страховыми компаниями, — благодаря отложенному спросу. Но восстановление будет не быстрым, скорее всего, пандемия продолжит оказывать влияние до конца 2020 года".
Дарья Горякина считает, что после окончания пандемии свои позиции сохранят только те игроки, которые имели разномодельный бизнес или быстро смогли сделать его таковым, а также компании с сильными IT–решениями и операционной гибкостью. "Пандемия дала огромный толчок телемедицине, — считает Дарья Горякина. — Поэтому в выигрыше оказались и те компании, которые смогли быстро перестроиться и оперативно уйти в онлайн (телемедицину) или дистанционное (на дому) обслуживание".
Однако, по мнению Татьяны Романюк, онлайн–консультации не способны кардинально изменить финансовую ситуацию. "Здесь сказываются отчасти страх и сопротивление самих врачей из-за многочисленных юридических рисков и объективные ограничения. Все же медицина — это прежде всего про офлайн–взаимодействие", — считает эксперт.
По мнению Елены Чернер, генерального директора ООО "Инвитро СПб", весьма вероятным в кратко– и среднесрочной перспективе представляется общее сокращение числа потенциальных потребителей как в сегменте b2c, так и в сегменте b2b. "Несомненно, мы будем наблюдать усиление конкуренции за клиента между крупными и небольшими частными медицинскими учреждениями, — прогнозирует Елена Чернер. — Скорее всего, последние события скажутся и на работе крупных сетевых игроков. Число работающих под их управлением медицинских учреждений также будет снижаться в связи с оптимизацией бизнес–процессов и общим трендом на сокращение затрат".