Пандемия и онлайн: кто смог увеличить продажи?

В период пандемии приобретение товаров, услуг и готовой еды посредством глобальной сети достигло своего максимума. Предприниматели довольно быстро перестроились на онлайн-формат продаж, тем более что многие банки пошли им навстречу, снизив или вовсе отменив ставки по интернет-эквайрингу. Самый динамичный рост показали пять отраслей торговли. Причём одежда и фастфуд оказались далеко не в лидерах.

Для потребителя, оказавшегося в режиме вынужденной изоляции, оплата товаров и услуг онлайн стала не просто удобным вариантом их приобретения, но и самым безопасным с точки зрения сохранения здоровья. Поэтому даже в тех сегментах торговли, где продолжал работать офлайн-формат, например продуктовых магазинах, онлайн-продажи выросли многократно. Среди товаров, не относящихся к категории первой необходимости, но оказавшихся по востребованности на втором месте после продуктов, аналитики называют автотовары. В частности, это подтверждает статистика данных по интернет-эквайрингу ПАО Сбербанк.
"По Северо-Западу за период карантина количество клиентов, которые используют интернет-эквайринг, увеличилось больше чем в 1,5 раза. Наибольший рост мы фиксируем в Петербурге и Ленобласти. Также вырос и оборот интернет-продаж: наиболее динамично растут такие направления, как фуд-ретейл и автотовары. Объём интернет-продаж в этих сегментах вырос более чем в 3 раза", — отметил заместитель председателя Северо-Западного банка ПАО Сбербанк Роман Львов.
Напомним, ещё в марте, чтобы поддержать предпринимателей и предоставить покупателям возможность совершать оплату безопасным бесконтактным способом, банк временно отменял плату за сервисное обслуживание терминалов эквайринга и онлайн-касс. Кроме того, были снижены ставки по интернет-эквайрингу для предприятий, реализующих социально значимые товары и услуги. Сюда вошли организации, осуществляющие розничную продажу продуктов питания, медицинских товаров, бытовой техники и средств связи стоимостью до 20 тыс. рублей, одежды и товаров повседневного спроса. Комиссия для этих предприятий на период с 15 апреля до 30 сентября 2020 года определена в размере не более 1%. "Для новых партнёров, соответствующих этим же критериям, которые захотят подключить интернет-эквайринг, в том числе используя онлайн-заявку в Сбербанк Бизнес Онлайн, также будет доступна сниженная ставка в размере 1%", — подчеркнул Роман Львов.
По каким ещё направлениям, кроме фуд-ретейла и автотоваров, где объёмы интернет-продаж в апреле только относительно марта выросли на 286% и 187% соответственно, наблюдается рост показателей? По данным Сбербанка, тройку лидеров замыкают электроника и товары для дома (82% в апреле против 42% в марте), опережая одежду и обувь на одну позицию (80% в апреле против 13% в марте). Отчасти это объясняется тем, что в марте ещё работали торговые центры и люди приобретали одежду традиционным способом. В апреле же, когда был объявлен режим самоизоляции, многие стали уделять больше внимания домашним делам и ремонту. Одновременно с самоизоляцией уменьшилась и необходимость перекусов на бегу — фастфуд хоть и показал положительную динамику роста онлайн-продаж, но всё-таки уступил другим четырём направлениям.
В мае темпы показателей по сегментам, кроме автотоваров, снижаются, а в июне восстанавливаются интернет-продажи до докризисного уровня уже по таким направлениям, как гостиницы, спорт, салоны красоты и хобби. Также вырос оборот интернет-эквайринга в сфере продаж товаров для здоровья, услуг АЗС, вендинга и аренды парковочных мест.
Эксперты отмечают, что с большей вероятностью привычка покупать товары через интернет у населения останется даже после окончания режима самоизоляции. Особенно это будет заметно в регионах, где выбор торговых сетей гораздо меньше и ассортимент скуднее. Сегмент онлайн-торговли будет развиваться параллельно с сетью офлайн-магазинов, поэтому тем, кто ещё не успел подключить интернет-эквайринг, стоит задуматься над тем, что в любом случае это направление необходимо развивать: кризис это наглядно доказал.
Торговый эквайринг также не сдаёт позиций. По данным аналитиков Сбербанка, после объективного падения продаж в апреле уже в мае восстановились докризисные объёмы по большинству направлений, за исключением сфер услуг, отдыха и развлечений, салонов красоты, кафе и ресторанов. По предварительным прогнозам, в ближайшем будущем, со снятием ограничений, вернутся на прежние позиции и эти показатели. Более того, отложенный спрос может спровоцировать небывалый рост оборота, например, в сфере отдыха и развлечений, учитывая наступающую пору отпусков и всё ещё закрытые границы.
В любом случае отмена карантинных ограничений и оживление экономики, как в своё время введение запретов на фоне пандемии, станут очередной проверкой на прочность популярности ряда услуг, в частности в сегменте интернет-покупок.