Финский Шиндлер: чем примечателен сериал "Невидимые герои"

Автор фото: кадр из сериала "Невидимые герои"

Телеканал Shot TV с 6 июля покажет в России сериал "Невидимые герои".

Один из лучших историко–детективных телероманов последних лет — сериал "Невидимые герои", собравший награды в географии от Сеула до Венеции, практически неизвестен в России. "ДП" рассказывает, почему премьера "Невидимых героев" не должна остаться незамеченной.
Десять лет назад мир переживал влюбленность в скандинавские сериалы: меланхоличные герои, холодные тона, тревожная атмосфера — ну действительно, как тут не подпасть под обаяние. Любовь не терпит формальностей, в скором времени "скандинавский нуар" вышел за пределы и Скандинавии, и нуара — так стали называть все "сдержанные" телефильмы, имеющие хоть какое–то отношение к Северному полушарию. В этой логике и "17 мгновений весны" — скандинавский нуар. "Невидимые герои" — конечно же, тоже.
11 сентября — проклятый день мировой истории. Ровно за 28 лет до нью–йоркских терактов в той же части света, но сильно южнее, в Чили, происходит военный переворот. К власти приходит хунта во главе с генералом Аугусто Пиночетом. Избранное социалистическое правительство президента Сальвадора Альенде свергнуто, сам президент мертв. Жертвами политических репрессий становятся более 40 тысяч человек, людей расстреливают прямо на улицах, на площадях жгут книги, на месте крупнейшего стадиона в Сантьяго — концлагерь. Фокус сериала Мики Курвинена и Алисии Шерсон наведен на невидимых героев — финских дипломатов Тапани Бразеруса (Пелле Хейккиля) и Илкку Яамала (Илкка Вилли), пытающихся спасти в этом аду хоть кого–то.
Первая аналогия, которая приходит в голову, — "Список Шиндлера". Бразерус — тот же Оскар Шиндлер, спасший сотни евреев во время Второй мировой войны. Он государственный служащий, понимающий грязные правила международной политики, но пытающийся сделать максимум на том пространстве, которое ему доступно. Пока официальная Финляндия стремится сохранить нейтралитет, рассчитывая на торговые отношения с правительством Пиночета, он открывает свой дом, огороженный что полицейской лентой дипломатическим иммунитетом, для всех, кто в опасности.
Илкка Яамала — другой. Он циничен, практичен и в целом не склонен к риску, но природное равнодушие и скептицизм не выдерживают испытания экстремальными обстоятельствами. Оказывается, что когда все вокруг летит к чертям, личный подвиг оказывается единственной возможной формой существования. "Невидимые герои" — это история бунта "не бунтарей".
Чилийский переворот — показательная история о том, как те, кого в геополитике принято считать "силами добра": западный мир, Соединенные Штаты, уютная Финляндия, оказываются на стороне абсолютного зла. В фильме звучит вопрос: "Ты отдаешь себе отчет, кто финансировал эту революцию?" Мы понимаем ответ: за фигурой Пиночета стоят ЦРУ и администрация Никсона — Киссинджера. В большой политике нет справедливости. Интересы государства могут идти (и, как правило, идут) вразрез с интересами граждан этого государства. Политика или гуманизм? И будь ты хоть трижды госслужащим, приходится делать выбор.
Но "Невидимые герои" не стали бы событием в истории телевидения, не получили бы наград крупнейшего в Европе фестиваля в области телевещания Prix Europa и азиатского, например, Seoul Drama Awards, если бы представляли собой банальную черно–белую историю антитоталитарного героизма. Сериал устроен куда сложнее, его персонажи объемны, их поступки неочевидны, драматургия нелинейна. Практически в каждой серии существует интрига: и детективная, и нравственная. Смотреть их из России 2020–го не только увлекательно, но и страшно; cложно, дискомфортно, но, конечно же, важно, конечно же, ценно.
В условиях эпидемии, отсутствия кинотеатральных премьер и больших экранных событий многие из нас каждый день задаются вопросом: что же посмотреть сегодня вечером. Шесть вечеров начиная с 6 июля этот вопрос стоять не может.