Фото: vostock-photo
Фото: vostock-photo

Локдаун опроверг прогнозы о скорой смерти офисов

748
Маргарита Фещенко
12 июля 2020, 13:08

Самоизоляция, которая, как ожидалось, навсегда изменит рынок труда, укрепила позиции офисов.

Размытие границ трудового дня, отсутствие адекватных рабочих условий, затрудненная коммуникация — все это показало необходимость, а вовсе не "ретроградность" классической работы вне дома.

О повсеместном отказе от офисов говорить не приходится: скорее об изменении в отношениях арендатора и арендодателя. Многие стали рассматривать варианты гибких офисных пространств с возможностью их уменьшения или увеличения в зависимости от потребностей проекта, отмечают последние веяния в Knight Frank St Petersburg.

Привычка возвращаться

В последнее время многие сотрудники впервые за несколько месяцев заходили в офисы с тем настроением, что обычно бывает у школьников 1 сентября. Вроде бы снова собираться по утрам и ехать куда–то немного лень, но зато ждет уже родной коллектив, да и возвращаться в знакомое место — чертовски приятно.

По данным сервиса "Работа.ру", в апреле удаленно стали работать в 5 раз больше людей. Но уже в мае 50% респондентов другого опроса, проведенного тем же сервисом, заявляли, что хотели бы вернуться в офис. Майская статистика, похоже, больше соответствует реальным, а не прогнозируемым в марте–апреле трендам. Так, по словам экспертов, массового оттока компаний из офисов не наблюдается сейчас и, более того, может не случиться и в будущем.

"По итогам первого полугодия на рынке офисной недвижимости Петербурга не произошло существенных изменений в объеме вакантных площадей. В условиях постепенного восстановления хозяйственно–экономической деятельности компании только формируют стратегии дальнейшего развития, в том числе в отношении имеющегося штата и бизнес–подразделений", — говорит Алена Волобуева, руководитель отдела исследований рынка компании Maris в ассоциации с CBRE.

О незначительности изменений рассказывают и в Colliers International. "В основном съезжали небольшие компании, которые сильнее всего пострадали от режима самоизоляции. Если говорить о качественных бизнес–центрах класса А и В, то состав арендаторов фактически не изменился. Зато появились первые предложения по субаренде излишних площадей", — отмечает Дмитрий Кузнецов, заместитель директора департамента офисной недвижимости Colliers International.

По информации JLL, объем свободных площадей с марта по июль текущего года увеличился на 1,2 п. п. и составил 7,6%. "Крупные арендаторы пока не меняют свои локации и площади. Однако и о расширении речь не идет", — комментирует Наталия Киреева, руководитель отдела исследований JLL в Петербурге.

Опылять лично

Еще одна функция офисов — социализация новых сотрудников. Некоторые компании не открывали новые вакансии во время самоизоляции только потому, что не было возможности физического взаимодействия с новичками.

"Мы хотели отказаться от офиса, когда арендодатель не шел на уступки, но одумались. Офис все же нужен. Его польза очевидна при приеме на работу нового сотрудника. Ввести кандидата в курс дела на удаленке не получится: нужно “опылять” его идеями прямо здесь", — говорит Иван Сибаров, директор студии интернет–маркетинга "Силуэт".

Всеобщая самоизоляция показала: удаленка зачастую хотя и возможна, но далеко не всегда предпочтительна и уж тем более эффективна. "В перспективе в своем бизнесе не вижу для нее места, — говорит гендиректор компании по прокату автомобилей ООО “Авто Менеджмент” Дарья Шаченок. — У нас много операционной работы. Физически надо выдавать документы, производить предрейсовый техосмотр, выписывать путевые листы".

Стало ясно, что постоянная (а в контексте пандемии — еще и безопасная) работа из дома — это привилегия, которая доступна немногим. По данным сервиса "Работа.ру", больше всего "удаленных" вакансий было открыто в апреле в сфере образования (74%), в области продаж (14%), в HR (6%) и в маркетинге (6%).

Тем не менее даже представители упомянутых сфер признаются: без офиса жить можно, но сложно и неприятно. И если в начале пандемии многие думали отказаться от него в пользу работы из дома (и, как следствие, экономии на аренде помещений), то с каждой следующей неделей эта мысль казалась все менее привлекательной.

"Мы организуем деловые события для предпринимателей. У всех сотрудников в принципе всегда была возможность работать из дома, когда это необходимо. И поначалу мы и правда думали отказаться от офиса. Но все же решили, что не хотим этого. Из объективных причин — нужно где–то хранить часть оборудования, из эмоциональных — просто необходимо хотя бы иногда видеться с командой", — уверена директор event–агентства Trinet WebFacultet Яна Куодис.

О необходимости офисов говорят и в рекламных и информационных агентствах — компаниях, для которых полная удаленка еще до периода самоизоляции была привычной, но не стала одной–единственной и любимой.

И здесь возникает одна из самых главных проблем удаленной работы: размытие границ трудодня. Из 8–часового рабочий день превращается в пресловутый режим 24/7. Жизнь без "водоразделов" на личное и публичное быстро выбивает работников из колеи эффективности. "Первые 3 года наше агентство существовало исключительно удаленно. И мы успели познать все прелести сполна. Во–первых, теряется различие между рабочим и личным временем напрочь. Так быстрее наступает выгорание. И предупредить это выгорание удаленно невозможно: ты не видишь, что происходит с человеком. А когда видишь, чаще всего поздно что–то предпринимать. Следствие — текучка кадров, а это еще никому в бизнесе не помогало", — говорят в коммуникационном агентстве Mygribs.

"Когда мы сидели в офисе, нам было куда спешить. Теперь же все работают из дома — мчаться некуда. Из 8–часового рабочий день становится 15–часовым. Бытовые дела уходят на второй план. В 7 утра просыпаешься, завтракаешь и садишься за компьютер. А в 22–23 часа из–за него только–только встаешь", — вспоминает юрист b2b– и p2p–направлений компании Citylife Анна Янус.

Ошибки удаленки

Если полностью отказаться от офиса готовы немногие, то переход на смешанную систему (день — в офисе, день — дома) кажется реальной альтернативой "жесткому" офисному распорядку и "мягкому" домашнему. "Принцип смешанной работы сегодня становится новой и актуальной парадигмой управления. Мы же пересматриваем свое отношение в первую очередь к инструментам управления и к функциям, которые могут быть автоматизированы. Кроме того, в условиях удаленной работы предложили сотрудникам самостоятельно определить коэффициент участия в групповых проектах. Это позволило работать в более гибком графике, ориентироваться на результат, повысить мотивацию", — говорит об опыте Ярослав Алейник, гендиректор компании "Омега", специализирующейся на разработке, внедрении и сопровождении информационных систем для госсектора и бизнеса.

В смешанный график верят и в интернет–агентстве Artrix, которое занимается рекламой в сфере IT. "За это время мы поняли, что можем полностью работать в онлайн–формате. И все же если мы говорим об офисной работе, а не о производствах, то смешанный график необходим, чтобы контактировать с людьми, которым некомфортно переводиться на удаленный формат", — делится мнением гендиректор агентства Юлия Любимская.

В целом ни воспевать, ни демонизировать удаленку не приходится: один универсальный рецепт на всех найдется вряд ли. Для кого–то именно удаленный формат оказался показательным и даже поучительным. Так, в образовательном портале GeekBrains именно во время удаленки начали активнее работать с соискателями из разных регионов страны.

"Мы всегда были довольно офисной компанией. Но теперь за достаточно небольшое время адаптировались к работе в удаленном формате. За время самоизоляции у нас выросла команда: вышло около 75 новых сотрудников. Многие из ребят пришли к нам сразу на удаленку. Около 10 человек — из Санкт–Петербурга. Сейчас мы абсолютно спокойно рассматриваем кандидатов из разных регионов", — говорит HR BP в GeekBrains Екатерина Ковалевская.

Для кого–то же опыт удаленки обнажил недостатки офисов.

"Удаленная работа показала, кто на самом деле трудится, а кто приходит в офис провести интересно время, показать себя. Хотя до режима самоизоляции я была сторонницей офисной работы. На самом деле возвращаться в офис не хочется, хотя бы потому, что сотрудники экономят время на передвижении. Когда человек приехал в офис, у него уже есть ощущение, что он сделал нечто значимое. А на самом деле это не так, компания от этого не получила никакого результата", — объясняет CEO Master Kit Inc Дарья Трутнева.

И пока одни возвращаются в офис, а другие еще раздумывают над введением смешанного графика, немногие все же решительно отказываются от аренды помещений. Среди таких — консалтинговая компания Audit–Consultant. "Единственный плюс в отказе от офиса — экономия на аренде. Правда, теперь треть сэкономленной суммы уходит на курьерские услуги, осуществление передачи первичной документации, которую необходимо хранить централизованно. Но это решаемый момент", — уверен бенефициар компании Михаил Молотников.

Ясно одно: "очевидный" тренд на удаленку оказался не таким уж ожидаемым благом, а работа из дома явно больше не кажется утопией и единственно возможным решением всех проблем на рынке труда.

Именно перенос производства я считаю своей главной победой в жизни. На грузовых машинах мы развезли по 10 адресам швейные машины и раскройные ножи. Комнаты наших сотрудников были забиты чуть ли не до потолка. И все это — на свой страх и риск: если бы что–то пошло не так, я бы оборудования в жизни не допросилась. Но, слава богу, работаю с людьми не один год и могу им доверять. И хотя с качеством продукции проблем не возникло, я больше никогда не буду переносить производство на дом. Если случится подобный "следующий раз", то проще все закрыть. Показатели эффективности из–за такой удаленки, конечно, снизились. Производство — это цикл. Сроки пошива выросли в 3 раза. Все сотрудники были в безопасности, а вот мы с мужем ежедневно курсировали на машине по городу.
Кристина Урусова
Кристина Урусова
владелица бренда аксессуаров Christina Urusova
Рекомендуем устанавливать фиксированную продолжительность рабочего дня для удаленных команд. Это не столько дисциплинирующий фактор, сколько профилактика выгорания сотрудников. Дорога в офис и из офиса домой — водораздел, отмечающий начало и окончание дня. Это внешние вехи, дающие законное право на отдых и заставляющие успевать вовремя завершить работу. Удаленка размывает эти границы. В результате сейчас, возвращая сотрудников в офисы, многие компании наблюдают признаки выгорания — низкую производительность и упадок сил.
Елена Неверова
Елена Неверова
руководитель проектов департамента кадрового консалтинга АО "Альянс Консалтинг"
Начинает сдвигаться парадигма в сфере околотворческих профессий. Сотрудники 25–30 лет стали активно декларировать, что не хотят работать в офисе. Это создает трудности при найме, начинается конфликт работодатель — соискатель. Но "заламывать руки" будут и компании. Есть большая вероятность, что многие начнут искать работников с ИП и самозанятых, вводить договоры гражданско–правового характера. И это уже проблема для потенциального работника. Мы вариант полного отказа от офиса не рассматриваем. Он важен как точка коммуникации с клиентом.
Владислав Цветков
Владислав Цветков
гендиректор коммуникационного агентства "Правда"