Веселье своим ходом: к чему приведёт сухой закон в поездах

Автор фото: Ермохин Сергей
Член Общественной палаты РФ и руководитель проекта "Трезвая Россия" Султан Хамзаев обратился к министру транспорта Евгению Дитриху с предложением на два года лишать права путешествовать поездами пассажиров, которые дважды были пойманы в пути во хмелю. Заодно предложено запретить продажу спиртного в вагонах–ресторанах. Ранее, в 2018 году, вступил в силу так называемый закон о черных списках пассажиров — поправки в Воздушный кодекс, позволяющие авиакомпаниям в течение года отказывать в перевозке дебоширам. Дьюти–фри, впрочем, кажется, устояли.
Одному министру ведомо, станут ли, дай он ход новой инициативе, люди меньше пить. Но можно предположить, что они будут больше ходить, что тоже полезно. Совсем как раньше. Ведь в былые годы транспорт (в том числе и междугородний) был для более или менее богатых. Хотя и за деньги приходилось пострадать. Чарльз Диккенс, изображая Дуврский тракт 1775 года, пишет, как "действующее лицо шагало по жидкой грязи рядом с почтовой каретой", поскольку "подъем был так крут, дорога так грязна, дилижанс и сбруя так тяжелы, что лошади уже три раза останавливались". Путешественники больше надеялись на свои мушкетоны, чем на карету.
В России и в XIX веке много добрых молодцев ходило по столбовым и проселочным дорогам пешком на довольно дальние расстояния. Не СВ, конечно, и точно не бизнес–класс, зато впечатлений — на всю жизнь. Максим Горький, "почувствовав себя не на своем месте среди интеллигенции", совершил дауншифтинг ("ушел путешествовать") и, по пути подрабатывая, махнул от станции Филоново Приволжской железной дороги в Бессарабию, а затем дошел до Тифлиса. Путь был не всегда легок: в Кандыбине (Украина) пролетарского писателя избили и бросили в кусты, когда он пытался вступиться за женщину, которую сельчане сурово наказывали за измену мужу. Может, и не случилось бы буревестника революции, если бы не проезжий шарманщик.
Сегодня тоже, наверно, не без добрых людей. Вот, глядишь, примут еще несколько законов, и снова побредут по Руси странники и пустынники с картин Нестерова, а также писатели и прочие деклассированные элементы. Правда, придется еще расставить на дорогах карантины и заставы — чтобы проверять температуру (заразу коронавирусную никто не отменял) и паспорт (просто для порядка). В поездах ведь проверяют.