Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

По дороге разочарований: путешествие из виртуального мира в реальный

177
Андрей Архангельский
21 июля 2020, 21:36

"#яздесь", режиссер — Эрик Лартиго

Герой фильма — шеф–повар Стефан, хозяин прибрежного французского ресторанчика. По совету внука он регистрируется в instagram, где знакомится с корейской художницей Су (так по крайней мере она представляется). Между ними возникает иллюзия взаимопонимания — "несмотря на культурные барьеры", как у нас принято писать. Очарованный Су, Стефан решает лететь в Сеул, таким образом желая сделать ей сюрприз. Слова "иллюзия" и "кажется" здесь ключевые.

Роман в интернете — вечная уже тема, встреча почти незнакомых людей с разных концов земли — эти клише знакомы нам по романтическому кинематографу. Однако и героя, и нас очень скоро ждет разочарование. Естественно, путешествие оборачивается массой непредвиденных приключений, но в итоге способствует — по зеркальному принципу — налаживанию отношений с теми, от кого хотелось убежать. Но все это мы еще можем предположить. Однако никак не ждешь от простенького фильма размышления о неуловимом, о принципиально неописуемом: о том, что некоторые отношения следует оставить как есть, даже если кажется, что они могут перерасти во что–то большее.

Это фильм о разнице между культурами, мировосприятиями — говорят нам, и это так. Но есть в картине еще один невидимый урок — о все более определяющей наше поведение виртуальной реальности. Она действительно может помочь человеку в трудной ситуации — или сделать известным в одночасье, она обладает массой других магических возможностей. Однако этот виртуальный мир также состоит из клише, из штампов. В любом информационном пузыре свои правила игры, даже если он выдает себя за сверхъестественность и искренность. Собственно, отправляясь в романтическое путешествие, герой ориентируется именно на медиаклише, сам того не зная, он подгоняет собственные чувства к образцам, навязанным тем же романтическим кинематографом.

Это кино–разочарование, романтизму тут отведено ровно то место, которое он и занимает в нашей жизни, — лишь в качестве иллюзии. Однако эта иллюзия не порицается — что бы мы все делали, в конце концов, без иллюзий и разочарований?.. Это путешествие между миром виртуальным и миром реальности вовсе не является приговором одному из них: между этими мирами — не антагонизм, а сложная диффузия, говорят нам. Ища одно, ты, может быть, и не найдешь, чего ищешь, но зато обнаружишь другое. И, собственно, все, что от человека требуется, — быть открытым для открытий. Главные роли в картине исполнили французский актер Ален Шаба и популярная корейская актриса Пэ Ду На. Если Шаба играет вполне классически, то у Пэ Ду На — совершенно неожиданная роль. Она играет как бы саму Реальность — подобно тому, как в древности на сцене изображали Добродетель или Алчность. Роль ее не так уж и велика — но зато универсальна. Именно поэтому нам не требуется переводчик: то, что невозможно выразить словами, одинаково понятно зрителям как по эту сторону океана, так и по ту.