Портрет не Дориана Грея

Эксперты не ждут появления на рынке нового класса арендаторов

Осмене типичного портрета арендатора говорить рановато. "Новых сделок заключается очень мало. Большинство предпринимателей сейчас только очнулись от первого шока, вызванного карантином. Частный бизнес находится в поиске новых идей, инвестиций под эти идеи и нового спроса на офисы пока не формирует", — говорит Николай Антонов, партнер, генеральный директор "МТЛ. Управление недвижимостью".
По его словам, пандемия усилила роль цифровых технологий в жизни общества, а делать новые разработки в России достаточно выгодно из–за относительно низкой стоимости труда программистов, тем более что рубль опять упал. Поэтому самым перспективным в ближайшие месяцы представляется IT–сектор. "Пожалуй, это единственная отрасль, которой кризис принес явные преимущества, и новые арендаторы на рынок офисов придут именно отсюда", — считает Николай Антонов.
С ним согласен Сергей Бобашев, руководитель проекта LifeDeluxe.ru. "По–прежнему новые помещения в основном сейчас занимают айтишники. Не все бизнесы могут работать на удаленке, в том числе из области IT. А ушли из офисов представители самых пострадавших отраслей: турфирмы, сервисы и услуги", — сказал он.
В числе крупных арендаторов останется бизнес с участием государства. Эта сфера получает поддержку от государства и ждет изменений в экономической конъюнктуре — роста цен на сырье, восстановления промышленных индексов.
"Компании из IT–сектора резко снизили активность, IT–стартапы так и остались в статусе “проект” или приостановили работу. А вот компании с госучастием как раз чувствуют себя комфортно и даже активизировались в поиске более интересных предложений", — поделился своим видением Михаил Тюнин, заместитель генерального директора Knight Frank St Petersburg. Он считает, что большая часть арендаторов все же остается на своих местах и массового исхода не будет.
Впрочем, на рынке уже есть некоторые изменения. Пока они в основном отражаются в запросах на офисные площади и в объяснениях причин переезда. По итогам 2,5 месяца ограничительных мер уже начались первые выезды компаний, которые запрашивали льготные условия по аренде, но не смогли договориться с собственником. Как правило, это представители среднего бизнеса, основные запросы которых связаны с изменением условий по арендной ставке и метражу. Условно можно выделить несколько форматов запросов: компании ищут офисы аналогичного метража, но с меньшей ставкой аренды или офисы, площадь которых на 30–50% меньше занимаемых площадей. Но есть и случаи, когда компании готовы снять офис большей площади, но по меньшей ставке.
По данным IPG.Estate, примерно 30–35% арендаторов планируют увеличивать социальное дистанцирование между сотрудниками.
В основном это крупные российские и международные компании. Если ранее норма составляла 8–12 м2 офисных площадей на человека, то сейчас некоторые компании стремятся к показателю более 14 м2. Достичь его они планируют не столько за счет увеличения арендуемых площадей, сколько за счет реорганизации офисных пространств. Рассматривается вариант частичного перевода сотрудников на удаленку, введения посменного режима работы, сокращения площадей мест общего пользования, внедрения систем временных рабочих мест (hot–desk) и так далее.
Арендаторы начали переосмысливать конфигурацию своих офисов. Однако на рынке по–прежнему дефицит офисных блоков площадью более 1 тыс. м2 в БЦ класса А и B, поэтому пространства для маневра у ищущих не так много.
Многим собственникам бизнеса приходится пересматривать свои стратегии, определять, насколько эффективно занимаемые площади их поддерживают.
По данным Knight Frank St Petersburg, сейчас самый частый запрос — помещение небольшой площади, с ремонтом, желательно подешевле и чтобы выйти из договора можно было без больших штрафов.