Eurolines объявил о самоликвидации: конец пути?

Автор фото: EPA/vostock-photo

Спустя 35 лет бесперебойной работы французский транспортный гигант пассажироперевозок Eurolines, который также активно работал на рынках России, Белоруссии и Украины, объявил о ликвидации. Причиной назвали кризис, вызванный пандемией коронавируса.

Инвестиции не спасли

Как сообщает AFP, в этот понедельник, 20 июля, французский суд объявил о принудительной ликвидации международной автобусной компании Eurolines. Она действовала 35 лет и официально прекращает свою работу с 24 июля. В прошлом году компанию выкупила немецкая группа FlixBus и якобы готовила сделку по перепродаже своего нового актива.
Однако помешал коронавирус. Впрочем, сотрудники ликвидируемого предприятия утверждают, что это всего лишь предлог для сокращения рабочих мест. Немецкий холдинг просил о ликвидации ещё месяц назад, но суд отложил процедуру банкротства. По мнению адвоката, представляющего интересы коллектива Eurolines, Пьера-Франсуа Руссо, Flixbus попросту избавляется от конкурентов путём поглощения и коронавирус просто стал удобной причиной для банкротства.
Руководство Eurolines не комментирует решение суда. В компании заявили Euronews, что ликвидация — неизбежное следствие "беспрецедентного глобального падения спроса" в пассажирских перевозках, которое вызвано пандемией COVID-19. Немецкий Flixbus предпринимал усилия, чтобы спасти Eurolines, но "значительные инвестиции и план по реорганизации не помогли".

Пассажиры не почувствуют

Eurolines работал в 28 странах, практически полностью покрывая весь ЕС, и добрался даже до Марокко. Кроме Западной Европы, компания присутствовала на рынках Прибалтики, России, Украины и Белоруссии. Через сеть компании можно было отправиться по сотням направлений и с пересадками добраться, например, из Калининграда до мыса Рока — крайней западной части Европы в Португалии. Минск, Киев, Львов — везде присутствовали автобусы компании.
Впрочем, в большинстве стран торговая марка Eurolines попросту использовалась как единый бренд, но, по сути, за ней стоят разные юридические лица. Например, в Литве под этим брендом работает местный перевозчик Kautra. Ликвидируется, в свою очередь, Eurolines SA, зарегистрированная во Франции. Другими словами, десяткам контрагентов, которые по всей Европе работали под этим брендом, максимум придётся отказаться от его использования, да и то не факт.
В ту же Прибалтику немецкий Flixbus зашёл в июне этого года. И коронавирус не помешал. Теперь он конкурент местной компании, выступающей под маркой Eurolines, при этом Flixbus — вроде как собственник головной компании, которую только что ликвидировал суд.
Компания в Прибалтике открыла представительства во всех трёх столицах и предложила в общей сложности 19 направлений. Одно из них — Варшава, откуда автобусы Flixbus развозят уже по 100 направлениям. А если добраться до Берлина, то путешественнику открывается ещё 300 маршрутов. В ФРГ компания занимает 80% рынка всех междугородних рейсов страны. Всего компания работает в 30 странах Европы, Азии и Америки. При этом у Flixbus нет своих автобусов. Бизнес-модель стартапа, появившегося в 2013 году, чем-то напоминает "Яндекс.Такси" или Uber.

Импульс электронных виз

Международные транспортные компании вплоть до начала пандемии заходили в Прибалтику — кроме ряда прочих причин, в том числе из-за введения Россией бесплатных электронных виз. С 1 октября 2019 года такой режим для Санкт-Петербурга и Ленинградской области заработал для граждан из 54 стран. Ещё раньше он начал действовать в Калининградской области.
По сути, снятие визовых ограничений (электронный документ можно было получить за 3 дня, заполнив простую анкету на специальном сайте в интернете) спровоцировало рост пассажиров. Только компания Lux Express из Таллина в Санкт-Петербург ежедневно совершала свыше 10 регулярных рейсов.
За ней наращивать обороты поспешили Ecolines, Temptrans, Baltic Shuttle и некоторые другие, более мелкие игроки. Рейсов было так много, что приграничные КПП не справлялись с потоком даже при "зелёном коридоре" для такого вида транспорта. Eurolines, к слову, не успел отладить рейсы в Санкт-Петербург. А в итоге всё изменил коронавирус: пассажиропоток был сведён до нулевого.

Ущерб подсчитывается

Во время весеннего пика коронавируса в Евросоюзе прекратились 85% всех автобусных междугородних и международных перевозок. Счёт разорившихся компаний идёт на десятки, но окончательного ущерба пока никто не подсчитал. Убытки исчисляются десятками миллиардов евро. Туристы в ЕС в среднем за лето тратили суммарно по 190 млрд евро, а весь туристический сектор приносил 10% ВВП ЕС.
Сейчас главной задачей называют не просто восстановление прежних масштабов мобильности населения, но и недопущение её прекращения в случае второй волны коронавируса, о которой в ЕС сегодня говорят всё чаще.